29.04.2013 версия для печати

Как отучить ребенка брать чужие вещи. Несколько советов родителям от сотрудников полиции

«Почему я ворую у родителей деньги? – Я просто хочу обратить на себя их внимание». Такую парадоксальную на первый взгляд фразу сказала в разговоре с сотрудниками полиции юная жительница Камышлова Алена, состоящая на учете в отделении по делам несовершеннолетних за кражи.

Детские кражи – проблема, к сожалению, далеко не новая. Во все времена водились нечистые на руку школьники. Новое в этой давней проблеме то, что за последнее время мы наблюдаем значительный рост этого явления. Кражи приобретают характер эпидемии. В чём причина? И как быть?

Принято считать, что большинство детей, совершающих кражи, происходят из семей с низким уровнем материального благосостояния и образования. Однако сегодня гораздо выше процент совершения таких деяний подростками, родители которых материально обеспечены, окончили вузы, работают зачастую в престижных организациях и учреждениях, сами являются владельцами бизнеса.

Главная причина нынешнего детского воровства видится нами в неправильном воспитании, когда у ребёнка не сформировано уважительное отношение к чужой собственности, он не умеет спрашивать разрешение воспользоваться вещью, ему не принадлежащей, и не понимает, зачем вообще это нужно делать.

Значительную роль в побуждении ребёнка к краже играет и психологическое состояние подростка, когда, воруя, он избавляется от эмоционального неблагополучия в школе и семье.

Среди видов детских и подростковых краж выделяют домашнее и школьное воровство.

Домашнее воровство - когда дети тайком берут у своих родителей деньги или другие ценности, им принадлежащие. «Да, он раньше воровал у нас деньги, а теперь и на улице людей грабить начал…», - разводит руками отец несовершеннолетнего Дмитрия. На подобные случаи в семье необходимо с самого начала обращать пристальное внимание, ни в коем случае не делать вид, что ничего не происходит, так как это сигнал тревоги, и он говорит, нет, кричит о том, что ребёнок чувствует себя отчуждённым в семье или у него накопились проблемы со сверстниками.

Для домашних воришек деньги – не самоцель, просто с их помощью дети пытаются  решать свои проблемы, как в семье, так и в детском сообществе. Воруя у родителей, дети подсознательно заставляют их изменить отношения в семье в благоприятную,  комфортную для них сторону – ведь хотя бы такой ценой они вынуждают вечно занятых взрослых обратить на себя внимание.

Другой распространённый вид детских краж – школьное воровство. Младшие школьники чаще всего просто берут без спроса и не отдают товарищам по классу мелкие вещи (брелки, ластики, ручки). У них ещё нет отчётливого желания присвоить, украсть, они ещё не понимают, что покушаются на чужую собственность и не боятся наказания учителя, санкций сотрудников полиции, осуждения одноклассников. Желание обладать  понравившейся вещью у малышей перевешивает все аргументы «против».

Дети среднего школьного возраста часто «заимствуют» деньги учителей, если видят открытую сумку, или обшаривают вещи, висящие в гардеробе. Иногда с помощью кражи они пытаются утвердить свой статус, завоевать авторитет в группе, стремятся  оказать воздействие на сверстников: кого-то проучить, наказать, кому-то отомстить, особенно тем, кому завидуют, кто раздражает своей непохожестью, что он не такой, как все. Часто дети среднего школьного возраста, воруя, вообще полагают, что не делают ничего плохого, считая, что тем, «у кого по три сотовых телефона, надо делиться с теми, у кого нет ни одного».

А вот старшеклассники, как правило, на кражи они идут осознанно.

И домашних, и школьных воришек объединяют некоторые общие личностные свойства. Обычно это ребята, склонные к риску, не способные предвидеть последствия своих поступков, со слабой волевой и нравственной регуляцией, отсутствием позитивной мотивации в жизни.

Уважаемые родители, если вовремя не откорректировать поведение ребёнка, то антиобщественные тенденции в его натуре могут взять верх. При первых же тревожных «звоночках» прежде всего необходимо:

  • воспитывать в ребёнке уважительное отношение к чужой вещи;
  • всегда требовать от ребёнка, что «взятое без спроса» должно быть возвращено;
  • настаивать на немедленном извинении ребёнка перед людьми, которым он нанёс обиду;
  • компенсировать или исправить причинённый ущерб (это делается не для того, чтобы унизить ребёнка, а для того, чтобы восстановить справедливость);
  • ясно показать своё неодобрение поступку ребёнка, помочь ему понять тяжесть содеянного, помочь найти возможность исправить ошибку и искупить вину, а также наложить запрет на подобные действия.

Если родитель, обнаружив у своего ребёнка чужую вещь и получив от него признание в краже этой вещи, задаёт вопрос: «Тебя никто не видел?»,  и помогает скрыть его поступок, то он тем самым даёт разрешение ребёнку на воровство, поощряет его следующее противоправное деяние. В полицейской практике и такие случаи, к сожалению, не исключение.

Ко взятому без разрешения необходимо отнестись как к ошибке, которую всегда можно исправить, не нужно закреплять за ребёнком штамп поведения вора. В некоторых случаях необходима работа специалистов, обратитесь к психологу.

И помните - в каждом ребенке помимо негативных черт, кроется огромная  масса хороших задатков, именно к ним и должны взывать родители.

ММО МВД России «Камышловский»

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com