Developed by JoomVision.com

Новое в рубриках

Перейти в раздел

Лекционный зал

Перейти в раздел

Перейти в раздел
Перейти в раздел
20.08.2013 версия для печати

О проверках Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области

За период 2011-2013 годов многим руководителям учреждений для детей пришлось столкнуться с проверками деятельности их учреждений в части соблюдения прав и законных интересов их несовершеннолетних воспитанников и подопечных, осуществляемых Уполномоченным по правам ребёнка в Свердловской области Игорем Мороковым и сотрудниками его Аппарата. Причем такими проверками охватывались практически все виды и типы учреждений, осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области, независимо от их организационно-правовой формы – государственные, муниципальные и частные; действующие в сфере образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры, исполнения наказаний и пр.

В момент проверок у некоторых руководителей возникали вопросы, поскольку они не знали, на основании каких полномочий действует Уполномоченный по правам ребёнка, что и как он может проверять.

Таким образом, сложилась следующая ситуация – если с полномочиями Уполномоченного каждый мог ознакомиться, прочитав Закон Свердловской области от 15 июля 2010 года № 57-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Свердловской области», то порядок проведения проверок Уполномоченным или специалистами его Аппарата многим был незнаком.

Поскольку деятельность Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области осуществляется не только на принципах независимости и инициативности, но и на принципах открытости и доступности, то для сведения руководителей учреждений и должностных лиц публикуется Регламент проведения его проверок.

Надеемся, что знакомство с данным Регламентом не только поможет ориентироваться руководителям учреждений в процедурах проведения и в последствиях результатов проверок, но и повысит их уровень ответственности, а стало быть – укрепит механизмы соблюдения основных гарантий государственной защиты прав и законных интересов юных жителей Свердловской области.

УТВЕРЖДЕН
Приказом Уполномоченного по правам ребёнка
в Свердловской области
№ 08-ПУР от 14 ноября 2012 г.

РЕГЛАМЕНТ

проведения проверок деятельности органов государственной власти
Свердловской области, иных государственных органов Свердловской области,
органов местного самоуправления муниципальных образований,
расположенных на территории Свердловской области, организаций независимо
от их организационно-правовой формы, осуществляющих деятельность
на территории Свердловской области, их должностных лиц
Уполномоченным по правам ребёнка в Свердловской области

I. Общие положения

1. Настоящий Регламент определяет порядок организации, подготовки и проведения самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами Свердловской области проверок соблюдения прав и законных интересов детей в деятельности органов государственной власти Свердловской области, иных государственных органов Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, организаций независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, их должностных лиц Уполномоченным по правам ребёнка в Свердловской области (далее – Уполномоченный), сотрудниками Аппарата Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области (далее – Аппарата) и (или) иными специалистами, привлекаемыми Уполномоченным к проверке в качестве экспертов.

2. Основной целью проведения проверок является выявление и предупреждение фактов нарушения органами исполнительной власти Свердловской области, органами местного самоуправлениями, организациями, должностными лицами и гражданами прав и законных интересов ребёнка, их восстановление в соответствии с компетенцией и полномочиями Уполномоченного.

3. Правовые основания для проведения проверок устанавливаются пунктом 2 статьи 10 Закона Свердловской области от 15.07.2010 г. № 57-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Свердловской области».

4. Взаимодействие Уполномоченного с правоохранительными и иными органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами осуществляется в ходе проверок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, а также подписанными в установленном порядке соглашениями между Уполномоченными и указанными органами.

5. Формирование групп сотрудников Аппарата и привлеченных экспертов (далее – специалистов), которым поручается проведение проверок, осуществляется на временной основе для выполнения поставленных Уполномоченным задач в соответствии с компетенцией специалистов и в пределах предоставленных им полномочий.

6. Решение о месте, сроках, времени проведения, организационных формах проверки, ее задачах и направлениях, а также о составе группы специалистов принимает Уполномоченный, либо руководитель Аппарата.

7. Основными задачами проводимых Уполномоченным и специалистами проверок являются:

  • анализ и оценка состояния нормативного правового, организационно-правового и иного обеспечения деятельности проверяемых органов, организаций или должностных лиц в сфере защиты прав и законных интересов ребёнка;
  • предупреждение нарушений прав и законных интересов детей, недопущения их дискриминации;
  • выявление фактов нарушений прав и законных интересов детей, их дискриминации;
  • принятие мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;
  • оценка состояния и эффективности деятельности проверяемых органов, организаций и должностных лиц и изучение опыта их работы;
  • обеспечение решения в пределах компетенции и предоставленных полномочий конкретных проблем детей, выявленных в ходе проверки или по итогам рассмотрения жалоб, ранее поступивших Уполномоченному;
  • подготовка рекомендаций по повышению эффективности деятельности проверяемых органов, организаций и должностных лиц в сфере защиты прав и интересов ребёнка, а также относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и интересов детей;
  • подготовка предложений по повышению эффективности нормативного правового регулирования деятельности в сфере обеспечения прав и интересов детей в Свердловской области;
  • изучение, обобщение и распространение передового опыта, инновационных форм и методов работы проверяемых органов, организаций и должностных лиц, а также иных органов и должностных лиц в рассматриваемой сфере.

8. Деятельность Уполномоченного и специалистов, осуществляющих проверки, основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и интересов ребёнка, а также независимости, объективности, всесторонности и полноты, сочетания открытости, публичности проводимых проверок и соблюдения конфиденциальности.

9. К планированию, подготовке, проведению проверок и анализу их результатов Уполномоченный может привлекать экспертов, обладающих специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии, за исключением лиц, имеющих или имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности. В случаях привлечения экспертов непосредственно к проведению проверки, если законом не установлено иное, выдается доверенность Уполномоченного на основаниях и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

10. Основными организационными формами проверок являются:

инспектирование – проверки в сфере защиты прав и законных интересов детей, проводимые самостоятельно; комплексные выезды – проверки, осуществляемые совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами;

целевые выезды – проверки, осуществляемые по отдельным направлениям или конкретным вопросам деятельности в сфере защиты прав и законных интересов детей;

контрольные проверки – повторные проверки ранее проверенных органов, организаций с целью оценки достаточности принятых мер по устранению нарушений прав и законных интересов детей, выявленных в ходе предыдущей проверки (в ходе контрольных проверок могут быть дополнительно проанализированы иные направления деятельности проверяемых органов в сфере защиты прав и интересов ребёнка).

11. В зависимости от оснований выезда проверки могут быть следующих видов:

плановые – осуществляются в соответствии с планами и графиками, утвержденными в установленном порядке Уполномоченным или руководителем Аппарата;

внеплановые – проводятся в целях реагирования на изменение ситуации в сфере защиты прав и законных интересов детей, ухудшение результатов деятельности проверяемых органов, организаций и должностных лиц в сфере защиты прав и законных интересов детей;

оперативные – осуществляются при необходимости немедленного реагирования на чрезвычайные происшествия и ситуации с участием несовершеннолетних детей (в том числе в случае массовых или иных нарушений прав и интересов детей, носящих резонансный характер), для решения проблем, требующих немедленного реагирования в виде оказания помощи или принятия решений в сфере защиты прав и интересов ребёнка.

12. В своей деятельности Уполномоченный и специалисты руководствуются Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка», Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; Жилищным кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации; Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области, а также настоящим Регламентом.

13. Уполномоченный и специалисты, участвующие в проверке, несут персональную ответственность за качественную и своевременную, с соблюдением требований законодательства, подготовку к ее проведению, а также за подготовку информационно-справочных материалов и проекта рекомендаций по итогам проверки.

14. Уполномоченный, помимо ответственности, предусмотренной пунктом 12 настоящего Регламента, несет персональную ответственность за качественную подготовку заключения, содержащего рекомендации относительно возможных и необходимых мер для восстановления нарушенных прав и законных интересов детей.

II. Подготовка специалистов к проверке

15. При подготовке к проверке Уполномоченный с учётом предложений всех специалистов утверждает проект служебного задания проверки, разработанный руководителем Аппарата или руководителем группы.

16. В служебном задании определяются:

  • вид и организационная форма проверки;
  • состав участвующих в проверке лиц;
  • направления и задачи работы специалистов, результаты которой позволят сделать вывод об эффективности деятельности проверяемых органов, организаций и должностных лиц в сфере защиты прав и интересов детей;
  • перечень проверяемых органов, организаций и должностных лиц, место, общие сроки проверки и сроки проверки каждого проверяемого органа и организации;
  • возможные меры по оказанию практической и методической помощи проверяемым органам, организациям и должностным лицам;
  • перечень поступивших Уполномоченному обращений, разрешение которых отнесено к компетенции проверяемых органов, организаций и должностных лиц, с конкретными предложениями по их разрешению; • промежуточная и итоговая формы подведения итогов проверки;
  • вопросы, которые необходимо согласовать с органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, правоохранительными и другими органами, организациями и должностными лицами.

17. Руководитель Аппарата обеспечивает своевременную и качественную подготовку специалистов к проверке, координирует их работу.

18. Каждым специалистом группы самостоятельно разрабатываются личные планы (графики) работы на порученном им участке в соответствии со служебным заданием и задачами, определенными руководителем группы.

19. При необходимости для наиболее эффективной организации проведения проверки Уполномоченный обеспечивает уведомление проверяемых органов о предстоящей проверке и направление в установленном порядке запросов о предоставлении сведений, документов и материалов о проверяемых органах, учреждениях, организациях и должностных лицах.

III. Порядок проведения проверки и требования,
предъявляемые к проведению проверки

20. В период подготовки к проверке Уполномоченный и специалисты в соответствии со служебным заданием в целях обеспечения качественной подготовки к предстоящему выезду и оценки общего положения детей в проверяемом органе и(или) организации истребуют необходимую для проведения проверки информацию и анализируют:

  • официальные документы Российской Федерации, содержащие концепции, стратегии, программы, планы в сфере защиты прав и интересов ребёнка, а также принимаемые, в том числе в целях их обеспечения, соответствующие официальные документы Свердловской области для оценки достаточности и эффективности планируемых мероприятий в решении конкретных задач в сфере защиты прав и интересов детей;
  • поручения и иные решения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, касающиеся деятельности проверяемых органов, организаций и должностных лиц в сфере защиты прав и законных интересов детей;
  • материалы по результатам предыдущих проверок;
  • поступившие жалобы на деятельность проверяемых органов, организаций и должностных лиц, иные обращения, решения по которым могут быть приняты компетентными органами и должностными лицами в период проведения проверки;
  • законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты Свердловской области для оценки их соответствия федеральному законодательству, полноты регулирования в сфере защиты прав и законных интересов ребёнка, выявления пробелов и нарушений и подготовки рекомендаций по их устранению;
  • материалы средств массовой информации;
  • поступившие в соответствии с ранее направленными запросами сведения, документы и материалы от органов исполнительной власти Свердловской области, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц, отражающие положение детей в Свердловской области, эффективность деятельности в сфере защиты их прав и интересов в регионе, в том числе по вопросам, касающимся:

• состояния демографической ситуации;
• правового обеспечения деятельности в сфере защиты прав и интересов ребенка;
• программного обеспечения указанной деятельности (включая действующие концепции, стратегии, программы, планы в сфере защиты прав и интересов ребенка);
• материально-технического и финансового обеспечения указанной деятельности;
• деятельности в сфере образования, здравоохранения, социальной политики в части, касающейся обеспечения прав и законных интересов детей;
• профилактики безнадзорности, правонарушений и преступности несовершеннолетних;
• профилактики преступлений, совершаемых в отношении детей;

  • иную информацию, поступившую в связи с подготовкой к проверке от органов исполнительной власти Свердловской области, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц.

21. При подготовке к внеплановой проверке руководителем группы или иным сотрудником Аппарата подготавливается и представляется Уполномоченному аналитическая справка с оценкой изменения ситуации в сфере защиты прав и законных интересов детей.

22. Перед началом проверки соответствующих органов, организаций, должностных лиц Уполномоченный или руководитель Аппарата обеспечивает прибытие специалистов к месту проверки, уточняют их обязанности. Уполномоченный либо руководитель группы самостоятельно представляются руководству проверяемого органа, организации или должностному лицу информируют их о задачах, сроках, составе и порядке работы группы.

В состав группы может входить от 2 до 8 специалистов в зависимости от формы и вида проверки.

23. Координацию работы специалистов в период непосредственного проведения проверки обеспечивает Уполномоченный или руководитель группы.

24. В случае воспрепятствования проверяемыми органами, организациями и должностными лицами проведению проверки, Уполномоченный или руководитель группы разъясняют им положения нормативных правовых и иных актов, содержащих положения о компетенции и полномочиях лиц, участвующих в проверке, а также информирует об ответственности за воспрепятствование указанной деятельности. Если проверка проводится без участия Уполномоченного, то по каждому случаю воспрепятствования проведению проверки руководитель группы информирует Уполномоченного.

25. Все проверки осуществляются в присутствии ответственных представителей проверяемых органов, организаций и должностных лиц.

При проведении оперативных проверок с целью немедленного реагирования на чрезвычайные происшествия и ситуации с участием несовершеннолетних детей проверка может начинаться до прибытия должностных лиц проверяемых органов или организаций. Проверка может осуществляться без участия должностных лиц проверяемых органов или организаций в случаях их уклонения от присутствия на процедуре проверки, но при обязательном присутствии иных сотрудников проверяемых органов или организаций.

26. В ходе посещения проверяемых органов, организаций и должностных лиц Уполномоченный и специалисты оценивают состояние защиты прав и законных интересов детей в объекте проверки с учетом компетенции проверяемых органов, организаций и должностных лиц, при необходимости запрашивают дополнительную информацию.

28. При выявлении в ходе проверки фактов нарушений прав и интересов ребёнка в пределах своей компетенции и предоставленных полномочий Уполномоченный и специалисты получают в установленном порядке от проверяемых лиц соответствующие разъяснения.

29. При выявлении нарушений, не представляющих угрозы жизни и здоровью ребёнка, которые могут быть устранены в процессе проверки, Уполномоченный и специалисты могут потребовать незамедлительно устранить нарушения прав и законных интересов ребёнка либо определить срок для их устранения.

29. При обнаружении признаков преступлений или иных правонарушений Уполномоченный или руководитель Аппарата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сообщают о выявленных фактах правоохранительным и иным компетентным органам и должностным лицам для принятия ими решения по существу, не подменяя при этом их деятельность.

30. По итогам проверок, проведенных без непосредственного участия Уполномоченного, Уполномоченный заслушивает доклад руководителя группы о проделанной группой работе и итоговых результатах проверки.

Специалисты, участвовавшие в проверке, подготавливают для Уполномоченного информационно-справочные материалы о результатах работы, обобщенные итоговые документы, в том числе предложения проект заключения, содержащие рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления прав и законных интересов детей.

31. Итоги проверок каждого из проверяемых органов, организаций или должностных лиц фиксируются в форме справки, а при посещении детских организаций (в т.ч. учреждений) – также в карточках учёта.

В случаях выявления в результате проверки фактов нарушений прав и интересов ребёнка Уполномоченный подготавливает в возможно короткий срок свое заключение, содержащие рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления прав и законных интересов детей, которое направляется в вышестоящие органы либо вышестоящему должностному лицу, а также в соответствующие органы, наделенные полномочиями для принятия соответствующих мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей.

32. Любые изменения, касающиеся графика и порядка посещений в ходе проверки проверяемых органов, организаций и должностных лиц согласовываются с Уполномоченным.

33. Специалисты, участвующие в проверках, по поручению Уполномоченного принимают участие в семинарах, конференциях, иных мероприятиях, а также в совещаниях по результатам проведенных проверок, организуемых руководителями органов исполнительной власти Свердловской области, органов местного самоуправления, на которых обсуждаются выявленные недостатки и нарушения и положительный опыт работы в сфере защиты прав и интересов ребёнка, а также предлагаются рекомендации по их устранению, в том числе с учётом имеющегося положительного опыта работы в сфере защиты прав и интересов ребенка.

В ходе таких совещаний могут также решаться вопросы защиты прав и законных интересов конкретных детей, о нарушении которых стало известно в ходе проверки или по итогам рассмотрения жалоб и иных обращений, ранее поступивших Уполномоченному.

34. Уполномоченный и специалисты обеспечивают конфиденциальность охраняемой законом информации, ставшей им известной в ходе проверки.

IV. Учет и анализ результатов проверки

35. Собранные в ходе проверок документы и иные материалы подлежат обобщению и системному анализу в целях осуществления мониторинга ситуации в сфере защиты прав и интересов ребенка и выработки предложений по улучшению положения детей в Российской Федерации.

36. Результаты проверок деятельности летних оздоровительных лагерей на предмет обеспечения в них основных гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка в Свердловской области по окончании летнего сезона сводятся в единое заключение Уполномоченного, содержащее рекомендации по устранению недостатков в проведении летней оздоровительной кампании и направляемое в органы государственной власти Свердловской области для рассмотрения и принятия соответствующих мер.

37. Наиболее характерные нарушения прав и законных интересов детей, особенно – несущих резонансный характер, отмеченные в заключениях Уполномоченного, публикуются в ежегодных докладах о деятельности Уполномоченного за отчётный период.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com