11.09.2013 версия для печати

О веселых мультиках

Для многих родителей очевидно, что большую роль в воспитании их детей играют мультипликационные фильмы, а стало быть, от того какие мультики смотрят наши дети зависит их поведение и мировоззрение.

В 90-е годы в нашу российскую действительность стремительно и массово ворвались американские мультики студии Уолта Диснея, надолго отодвинув на задний план наши родные советские и российские мультфильмы. Яркие, очень динамичные и с увлекательным сюжетом – они приводили к тому, что не только дети, но и взрослые были готовы сидеть часами у экранов телевизоров. Но мало кто задумывался о том, что несут в себе эти мультфильмы, что они оставляют в детских душах, почему некоторые дети после регулярных просмотров сериала «Том и Джерри» стали совершать жестокие необдуманные поступки.

Во второй половине 2000-х года ситуация несколько изменилась: стали появляться интересные и поучительные отечественные мультфильмы, многие родители стали ограничивать своих детей в сидении перед экраном, но как бы то ни было проблема осталась.

В этой связи предлагаем вниманию родителей серию статей на эту тему российского блогера, выходящего в Живом Журнале под ником «Дедушка Кумара», который сделал весьма серьезный анализ, формулируя те установки и принципы, которые заложены в творениях Уолта Диснея. Надеемся, что более прочтения этих статей многие родители будут внимательней относиться к тому, что смотрит на экране их ребёнок.

Редакция сайта svdeti.ru

 

О веселых мультиках или конфеты, начиненные взрывчаткой

Не успел чуть поразмышлять и немного написать о символизме и его значении в нашей повседневности, как эта тема стала вовлекать меня все в больший и больший водоворот мыслей, образов и идей. Тема оказалась для меня такой неожиданно актуальной - будто она вызревала во мне до поры, до времени – и вот сейчас грозится всей своей необъятной тяжестью свалиться мне на голову. И это будет вовсе не ньютоновское яблоко. В голове пульсирует четкое понимание, что я должен что-то делать с этой темой. И как можно быстрее... Единственное, что я могу – это просто записывать свои мысли и выкладывать их в своем журнале. Для последующего чтения самим собой же.

То, что я пишу дальше нужно воспринимать исключительно как свободный поток сознания уставшего человека, находящегося в затянувшемся духовном кризисе. Все эти мысли не могут претендовать на какую-либо научность и истинность. Но сегодня я заблуждаюсь именно так...

Итак, я хотел бы продолжить начатый разговор о символизме и его значении для нашего сознания. И немного поговорить о скрытых Смыслах вокруг нас и о том, что случается, если кто-то будет нарочно подменять эти самые Символы и Смыслы.

То, что всеми нами и нашим миром кто-то манипулирует, я заметил уже давно. Эта мысль, возникнув в юности, быстро перестала быть актуальной – ведь были намного более важные задачи, чем заниматься всякими пустыми теориями заговора. Но эта мысль не ушла навсегда, она забилась в глубокие уголки сознания и лишь иногда подавала о себе весточку.

Я абсолютно уверен, что нашей жизнью нельзя управлять... Точно так же, как нельзя управлять и контролировать наши мысли, мечты, желания, сны... Но можно контролировать мир, в котором мы живем. Тот "туннель реальности", в котором мы существуем. А этот мир будет определять наши мечты, желания, сны... Именно окружающий мир будет ставить для каждого человека те доминантные установки, которые создадут оценочную систему человека. И вся свобода выбора каждого постепенно сведется к выбору между белым или синим холодильником.

Но это я сейчас так думаю, а раньше теория заговоров, как и идея тотального контроля, меня не интересовали вообще...

Интерес к этой теме не сумели во мне развить Белые братья, с которыми я лет двадцать назад встретился на жизненном пути. Это не доказал мне мой приятель по аспирантуре – страстный почитатель "Агни-Йоги". В это я не поверил, даже внимательно вчитываясь в "Откровения инсайдера" и другие тексты нью-эйдж эзотерики.

Но недавно я заметил – во мне что-то меняется. Скорее всего, некая Точка или Угол Обзора. Это особенно четко стало заметно, когда у меня родилась дочка и я, как любой любящий отец, начал помогать ей осваиваться в нашем мире. И все началось с мультфильмов. Понимаю, что все это звучит странно. Но так все и было.

Первая подборка мультиков для трехлетней девочки полностью состояла из мультфильмов моего детства. Чистые, умные, добрые и мудрые – эти произведения больших Мастеров неизменно вызывали и вызывают во мне восторг и уважение. Я очень хочу написать статью о символизме советских мультфильмов, это самое малое, что я могу сделать, чтобы выразить свою самую искреннюю любовь к этим шедеврам.

По мере взросления в наш список стали добавляться мультфильмы зарубежные – европейские, японские и американские. И вот настал день, когда мы всей семьей, удобно расположившись перед телевизором, погрузились в "волшебный мир Диснея". Первым мультфильмом стал "Бэмби". О, какая это была ошибка! И дело не в том, что маму Бэмби убил Охотник, и не в тех двадцати минутах, когда мне пришлось успокаивать моих рыдающих девочек. Это все понятно. Неожиданным для меня было другое.

Меня вдруг ослепило понимание, что сегодня в жизнь моей дочки вошло Зло. В самом чистом его проявлении. В максимально абсолютизированном виде – страшное и бескомпромиссное. И не важно, что это был всего лишь мультфильм. Именно через мультфильм кто-то учил мою дочь тому, что наш мир Полярен: что есть смешное, шелковистое, нежное Добро и есть леденящее душу, всемогущее Зло. Что мир окрашен только в две краски – белое и черное.

Просмотр мультфильма превратился в некое подобие инициации. В ребенке жестко разрушали его наивные детские представления о мироздании. Отныне в его мире появятся Смерть, Жесткость, Утрата и Одиночество. Не спорю, что когда-нибудь это нужно было объяснить дочке. Как любой любящий отец я хотел бы отложить это знакомство на более долгий срок. Но я ни как не мог представить, что источником всех этих знаний станет мультфильм о милом олененке.

И вот тогда я решил попристальней присмотреться к самой личности Уолта Диснея и к творчеству его компании.

Внимательно прочитав о жизни Диснея, я не нашел никаких ответов на свои вопросы. Да, Дисней был странным человеком, со своими "тараканами в голове". Но они абсолютно ложатся в масштабы личности Диснея. Талантливый художник, несгибаемый лидер, жесткий управленец... Так все и должно быть. Да, ненавидел коммунистов и евреев. До войны дружил с нацисткой Германией (понимая какой это рынок сбыта для его продукции). Да, яростно стучал на коллег по цеху и писал доносы в ФБР (вроде как нашли около 500 штук). Это так сказать "темная сторона Диснея". Но есть и его "белая сторона". Удивительный придумщик забавных и любимых мультяшных персонажей. Творец огромной развлекательной индустрии. Человек, который подарил нам Белоснежку, медведя Балу и короля Луи, Пиноккио, мышей из Золушки, ушастого слоненка Дамбо и т.д. Создатель потрясающего парка развлечений "Диснейлэнд". Мечтатель, который хотел в болотах Флориды построить идеальный город без нищеты и преступности. Говорят, что Дисней любил повторять «Я не знаю, что такое депрессия, плохое настроение. Я – счастливый человек!».

Как написано в статье "Наследие счастливого человека" – "Великий оптимист, Уолт Дисней всегда верил в победу добра над злом. Поэтому его Микки — символ свободной и счастливой Америки стал поперек глотки самому Гитлеру. Фюрер объявил мышонка врагом Третьего Рейха. Именно его имя стало паролем операции по высадке союзных войск в Нормандии."

В общем, Уолт Дисней – один из самых ярких и успешных бизнесменов XX века. И ни о каких злобных планах по деградации и перестройке человечества биографы Диснея не упоминают.

Свежую кровь в эту тему добавил Дэн Браун. Приведу цитату:

Лэнгдон отвернул манжет рубашки и продемонстрировал ей часы с Микки-Маусом, а потом рассказал о том, как всю жизнь Уолт Дисней работал над тем, чтобы передать историю Грааля будущим поколениям. За это друзья даже прозвали его современным Леонардо да Винчи. Ведь оба эти человека опережали свое время, были чрезвычайно одаренными художниками, членами тайных обществ и, что самое главное, заядлыми шутниками. Подобно Леонардо, Уолт Дисней просто обожал использовать в своем искусстве зашифрованные послания и символические знаки. Любой мало-мальски опытный ученый, специалист по символам, мог отыскать в ранних фильмах Диснея целую лавину метафор и аллюзий.

Ух, как много всего! Какие слова, какие имена, какие открытия!.. И все такое вкусное, такое пьяняще-манящее, такое великое и недосягаемое знание... но абсолютно недоказуемое. Все это просто слова, обычный поиск черной кошки в черной комнате. Попытка поиграть фактами и именами. И все это полный тупик.

Вот примеры кадров из мультиков с тревожащими разум отдельных любителей-конспирологов символами.

В общем, у биографов нет никаких данных, что Дисней был масоном или членом некоего тайного ордена. И хватит читать о жизни Диснея. Творец нам оставил свои произведения – этого вполне достаточно, чтобы попробовать разобраться с его мировоззрением. Весь Интернет полон всяких статей, высказываний и заметок разных людей, которые увидели в мультиках Диснея что-то странное или нехорошее. Но, после первого знакомства с такими статьями, я понял – это тоже тупик. Каждый смотрит на мир глазами своего несовершенства. И если кто-то увидел в мультфильме слово sex, символ фаллоса или жест "коза" – уверен, что такой мыслитель довольно трепетно относится к этим символам и за раз найдет с десяток символов фаллоса в окружающем его мире.

Уверен, что если это и есть в мультфильмах, все это шутки ("пасхалки") обычных художников-аниматоров, которые тяжелым трудом создают все эти чудесные рисованные истории. А художники – они такие. В общем, как и все творческие люди. И Дисней тут совсем не при чем.

Где же искать дальше? Где же будем продолжать копать? И тут у меня есть четкое понимание – копать нужно сам сюжет мультфильма. Искать нужно в Смысле истории – явном и скрытом. Разбирать символы и аллегории, намеки и аллюзии. Помнишь, что коллективное Бессознательное общается с нами посредством символов? Значит нужно научиться говорить на этом языке и взглянуть на мультфильмы с новой точки зрения. И вот тут все и начинается )).

Но это я напишу уже в продолжении. Начнем разбор пары мультов и посмотрим, удастся нам чего-нибудь выловить или нет?

***

О веселых мультиках. Анатомический атлас творчества Уолта Диснея
(продолжение)

Роль творчества Уолта Диснея в воспитании современной американской цивилизации трудно переоценить. И важный вопрос для меня – кто оказал большее влияние друг на друга – индустрия развлечений Диснея на современное американское общество или менталитет американского общества на творчество Диснея?

Давай попробуем на вскидку подобрать несколько определений современной американской цивилизации (по отношению к окружающему ее миру). Властная? Сильная? Бескомпромиссная? Агрессивная? Уверен, что да. Цивилизация – "альфа-самец", которая воспринимает других либо как вассалов, либо как соперников. Жестко навязывающая свои идеалы и заставляющая весь мир принять их за свои. Безжалостная. Максимально целеустремленная в достижении своей выгоды. И так далее...

Так если дядюшка "Дизни" оказал такое влияние на становление идеологии Америки, может быть, что все эти мировоззренческие доминанты заложены в его творчестве? Что ж, попробую проанализировать труды Диснея и попытаться сформулировать те установки и принципы, которые заложены в его творениях.

А что же повлияло на становления мировоззрения самого Уолта Диснея? Ответ нужно искать, конечно же, в его детстве. Из биографии Диснея мы знаем, что он был, как и его отец, пуританином. Ознакомится с этой сектой можно, прочитав, хотя бы, статью в Википедии. От себя скажу, что пуритане – далеко не самая жизнерадостная и веселая из христианских сект. Скорее наоборот. Так что детство у маленького Уолта было совсем не похожим на праздник. Его папаша был довольно мрачной личностью и часто лупил своих детишек, выбивая из них любые представления о веселии, беззаботности и легкомыслии. С игрушками и развлечениями в семействе тоже была напряженка. Маленький Уолт очень хотел рисовать, за что также был неоднократно бит своим отцом, который считал всех художников недоносками и бездельниками. В общем, жизнь в радикальной секте, тяжелое детство и жестокость отца сформировали у маленького Уолта четкое понимание жизни, которое он пронес через все свое творчество. Мир для него был разделен на две силы – Добро и Зло. Зло персонифицировалось в виде конкретного Врага (папа был первым и главным Врагом). Дисней умел для себя создавать Врагов. И всю жизнь успешно с ними боролся.

Теперь перейдем к анализу творчества Диснея на основе его полнометражных мультфильмов, коих было 15 штук (включая "Книга джунглей", который вышел после смерти Мастера).

Основная опасность (на мой непросвещенный взгляд), которая заложена во всех полнометражных мультах Маэстро – абсолютная Поляризация мира. Не простое присутствие добрых и злых персонажей, а категоричное разделение мира на две полярности. В сказках Диснея мир черно-белый, такой же как и его ранние мультфильмы про Микки Мауса. Ни о какой многополярности мира речи не идет вообще. Более того, Зло не может быть исправлено, перевоспитано или прощено – Зло всегда остается Злом и в конце будет побеждено. Это фундамент мировоззрения Маэстро. Его Символ веры. Хотя для христианина-пуританина в этом нет ничего удивительного.

В истории с самого начала обозначается четкая пограничная линия. Все, кто симпатизирует или помогает доброму персонажу – автоматически определяются как Добро. А все персонажи, которые либо не симпатичны, либо враждебны главному герою – отправляются в лагерь Зла. В мультах напрочь отсутствует некая нейтральная сторона. Все либо "белые", либо "черные". Других цветов и оттенков нет никогда. То есть принадлежность персонажа к "добрым" или "злым" определяется по его отношению к Главному герою, а не внутренней мотивации или по поступкам персонажа! Здесь уже заложена мощная бомба для неокрепшего сознания. "Если ты не с нами, значит ты против нас". И тогда не стоит удивляться современной внешней политике воспитанников Диснея, которые вначале определяют врагов, а потом неуклонно с ними расправляются.

Все мультфильмы Диснея строятся по одной схеме. Добро (главный герой) вступает в противостояние со Злом (антагонист главного героя). Причем довольно часто основной смысл противостояния героев – это просто борьба за лидерство или борьба с инакомыслием. У Добра обязательно появляются помощники, которые помогают ему расправится со Злом и выйти победителем из этого противостояния. Интересно отметить, что лидер в мультфильмах всегда один – все помощники никогда не находятся с главным героем на одном смысловом уровне и всегда ему вторичны.

У Зла, в большинстве мультфильмов, есть прислужники. Как правило, это неуклюжие недоумки, над которыми смеются все дети. Над образом Зла дети не смеются, потому что главное Зло у Диснея не смешное. Эта схема (Добро, добрые помощники – победитель. Зло, приспешники Зла - проигравшие) встречается во всех мультфильмах Диснея.

В конце фильма Главный герой всегда выходит победителем над противоположной стороной, бросившей ему вызов. Не побеждает силой своего духа, не просвещает или перевоспитывает, не прощает или просто дистанцируется, а жестко физически (или морально) расправляется с Врагом. Ведь Главным Добрым Героем может быть только один. Причем часто победу над Главным злодеем одерживает не сам Главный герой, а его верные помощники. И это совсем не "Добро побеждает Зло". Победитель в финале получает все желаемое – супружеское счастье, исполнение желаний или решение своих материальных проблем.

Есть еще прелюбопытный момент. Практически всегда представители стороны Зла весьма харизматичны, по-своему симпатичны, сильны и привлекательны. И есть немалое количество зрителей, которые открыто говорят о своей симпатии главным злодеям. То есть, Дисней и соавторы осознанно оставляют выбор – симпатизировать главному Герою или главному Злодею. И все потому, что одна из основных задач мультфильмов Диснея, обозначив две Полярности, заставить каждого зрителя выбрать свою сторону (полярность). И неважно какую. И в этом я тоже вижу заложенную в сознание взрывчатку для последующего самоуничтожения личности. И если ты думаешь, что здесь я перегибаю палку и владельцы компании Диснея не романтизируют образ абсолютного Зла, пройди по этой ссылке и прочитай как Анджелина Джоли скоро порадует нас всех ролью самой страшной и могущественной ведьмы Малефисенты ("Спящая красавица"). Не уверен, что это кино снимается из-за чистой любви к искусству.

Для усиления образа Врага, сценаристы не скупятся в средствах выражения. Уж если ты осмелился бросить вызов Главному герою – будь любезен превращайся в абсолютное Зло. "Записался в секцию футбола? Будь любезен пей!". Для полного очернения соперника в ход идет даже психолингвистика. Это тебе не злодеи из нашего детства – Вреднюга, Капризка, Плакса, Ленивка. Тут все по-взрослому. Так тетенька из "101 долматинец" получает имя Стервелла Де Вилль. Ворон-прислужник могущественной колдуньи Малефисенты из "Спящей красавицы" зовется Диабло. А толстого рыжего кота из "Золушки", который гоняет мышей и не очень любит главную героиню, зовут ни мало ни много Люцифером. Как если бы двое вредных мышат, докучающих коту Леопольду, звались например Сатана и Асмодей. Наверное, диснеевские сотрудники так смешно шутят? Сомневаюсь. Подобного рода имена в христианской культуре табуированы, ибо несут на себе сильнейшую смысловую нагрузку и использовать их "в суе", тем более в детским мультике, на мой взгляд по меньшей мере странно. Или все это не случайно и служит достижению какой-то цели?

Есть еще один аспект в произведениях студии Уолта Диснея, который я бы хотел отметить. Дело в том, что в течении всего фильма с Главным героем не происходит никакого изменения. Вообще никакого. Нет никакого внутреннего роста персонажа. Вроде как все добрые герои настолько добры и одухотворены, что, являя собой гармоничную высокоразвитую личность, не должны ничего в себе менять по ходу повествования. Все, что происходит с героями Диснея – исключительно внешние события, а внутренний мир героев остается неизменным. Золушка как встречает нас в начале фильма милой затюканной девочкой с большими амбициями, такой и подходит к финалу. Разве только амбиции и желания (исключительно помощью птичек, старого пса и команды прикольных мышей) воплощаются в жизнь в виде молодого красавца-принца. То же и с Белоснежкой (кто загонял Королеву-мачеху на вершину скалы?). И в "Русалочке" Ариэль тихонечко отсиживалась в уголке пока веселый рак-отшельник Себастьян с птичками и рыбками сбивали спесь с ведьмы и пускали под откос все ее кованые планы. И так далее. Нет, я все-таки обязательно напишу такой же анализ советских мультов и произведений Хаяо Миядзаки. Там мы и вернемся к этой теме еще раз.

В общем, пора закругляться и подводить некоторые неутешительные выводы. Итак, какие же психологические установки закладывает пуританин и добряк Уолт Дисней в свои творения?

  • Мир исключительно черно-белый. Есть только Добро и есть Зло.
  • Все, кто любит и почитает Главного Доброго персонажа – суть добрые персонажи и будут жить. Все кто не любит Главного Доброго персонажа суть абсолютное Зло и скоро будут наказаны.
  • Главный герой, который уверен в том, что он чистое Добро, подвергается всяким абсолютно несправедливым нападкам со стороны злых сил. Таким образом, злые силы сами расписываются в своем зле и дают право добрым на их гонения.
  • Главный герой собирает вокруг себя добрых помощников, которые любят своего Доброго господина и помогают ему одержать верх над неприятелем.
  • Чаще всего противостояние героев – это борьба за лидерство или борьба с инакомыслием.
  • Главный герой всегда выходит победителем над противоположной стороной, бросившей ему вызов.
  • Все, что происходит с героями Диснея – исключительно внешние события, а внутренний мир героев остается неизменным (наверное потому, что он априори признается совершенным и идеальным).

PS. Иногда мне кажется, что разворачиваемые сегодня события, в которых принимают участие разные страны, – сценарий нового мульта, написанный в команде Уольа Диснея. Все, кто рядом с Главным Добрым персонажем – Соединенными Штатами – добрые и будут жить. Все, кто не согласен с их политикой – абсолютное Зло и сами развязывают руки светлым силам Добра для скорейшего своего наказания. И убедить "Добро", что в мире есть что-то еще и это не всегда темное и плохое – вряд ли получится. А что можно еще ожидать от нескольких поколений людей, которые с кровью впитали идеологию, заложенную в каждом произведении Уолта Диснея и сотоварищи.

PSS. А проанализировать пару мультов на предмет подмены Смыслов, я сегодня так и не успел )). Но я обязательно к этому вернусь позже.

***

О веселых мультиках. Рапунцель, открой личико!

Появилось свободная минутка и я бегом к своему ;-дневнику. Хочу немного поэкспериментировать и продолжить разговор о манипуляции сознанием в современном мире. Задача неблагодарная, так как на этом поле пасется столько разного уровня параноиков и шарлатанов, что любая попытка поговорить о подмене смыслов и скрытом символизме грозит обернуться в конспирологическое кликушество.

Я хотел бы вернуться к теме, которая очень занимает меня в последнее время – присутствие в произведениях современной американской (а теперь уже и в российской, и не только) индустрии развлечений неких психологических установок и доминант, направленных на разрушения личности и общества, в том виде каким мы его знаем. Я понятия не имею "чьи кистей эти полотна". Может виновата во всем творческая группа злонамеренных инопланетян-рептилоидов, может не к ночи помянутые "Комитет 300" и "Бильдербергский клуб", может элементарная глупость и вседозволенный стеб сценаристов. Скорее всего, на деле все обстоит гораздо прозаичнее. Но от этого важность темы не уменьшается.

Эти самые деструктивные психотехники особо интересно отследить в мультфильмах – той продукции, которая легко проникает в любую семью и любой дом в любой стране мира. Этим и займемся.

То, что в крупнейшей в мире студии по производству мультфильмов – студии Диснея – происходит какая-то непонятная движуха можно понять, например, по этой истории. В 2003 году Рой Дисней, 73-летний племянник Уолта Диснея, обвинил нынешних боссов во главе с Майклом Эйснером в провальной политике фирмы: «Под Вашим руководством компания растратила творческую энергию и утратила связь с истоками». Праведный гнев Диснея-младшего толкнул его на организацию компании под названием «Спасите Диснея». Рой считал, что настоящая катастрофа, которая нависла над знаменитой империей анимации, – это потеря духа своего основателя Уолта Диснея. Я думаю, что Роя Диснея волновала не только финансовая сторона дела. Старик боролся за нечто большее.

Что значит потеря этого самого "духа основателя" и "утрата связи с истоками" можно хорошо понять в последних творениях студии. Не так давно посмотрели с дочкой мультфильм "Рапунцель". Все было хорошо – где надо смеялись, где не надо прослезились. Когда фильм закончился, меня охватило странное беспокойство. Природу его я разобрать не смог и оставил вопрос "на потом". С тех пор прошло больше года, и я все-таки решил вернуться к этому мультфильму и немного покопаться в его начинке.

Кто-то из фольклористов сказал "Истина умирает два раза. Первый раз в мифе, второй раз – в сказке". От себя добавлю – есть еще и третья смерть, окончательная, – в современных мультфильмах. После смерти в этих произведениях Истину реанимировать не удастся никому.

Сказка "Рапунцель" у братьев Гримм.

Прочитать перевод этой сказки можно здесь. Далее идет пересказ сказки в моем вольном изложении. Жила-была супружеская чета. Все у них было хорошо, но не было детей. Наконец женщина забеременела. Однажды она увидела в соседском саду, в котором жила колдунья, свежую травку рапунцель. Из этой травы часто делали салаты, поэтому женщина начала просить своего мужа принести ей эту траву. Муж отказывался воровать рапунцель у колдуньи, но наконец решился и полез ночью в соседский огород. Но не тут-то было! Колдунья раскрыла замысел соседа и потребовала от него отдать ей новорожденного ребенка.

Когда родилась девочка, ее назвали в честь этой злосчастной травы – Рапунцель. Как и было договорено, ее отдали колдунье. Колдунья воспитывала ее как свою дочь, хотя Рапунцель знала, что та не ее родная мать и называла ее "госпожа Гетель (Готель)". Когда девочке исполнилось одиннадцать лет, колдунья поместила ее на самый верх башни. Рапунцель не могла спускаться вниз и жила взаперти. Когда колдунье нужно было подняться на верхний этаж башни – лифтом ей выступали длинные волосы Рапунцель, которая та сбрасывала в ответ на просьбу колдуньи. Так она жили несколько лет, пока однажды ловкий принц не нашел башню и не увидел как колдунья поднимается по волосам на башню. Его одолело любопытство, и он попросил Рапунцель сбросить свои волосы. Когда он поднялся, то увидел красивую молодую девушку. Он сразу полюбил Рапунцель и лишил ее девственности.

Узнав об этом, колдунья в ярости сама обрезала волосы Рапунцель и выгнала ее в лесную чащу. Когда принц вернулся к башне, колдунья сбросила ему волосы Рапунцель. Он поднялся наверх и был встречен там разъяренной колдуньей. Та в наказание выцарапала ему глаза (в другом варианте перевода – глаза выцарапала кошка) и сбросила его вниз с башни. Принц долго блуждал в одиночестве по лесу, пока однажды не вышел на полянку где жила Рапунцель со своими двумя детьми-близняшками – мальчиком и девочкой. Он узнал ее голос, обнял ее, и от слез Рапунцель у него чудесным образом вернулось зрение. Жили они долго и счастливо и умерли в один день.

Попытка трактовать сказку.

Сказка про Рапунцель – одна из самых интересных и "историчных" историй в западноевропейском фольклоре. В ней мы сталкиваемся с такими историческими свидетельствами, которые уходят в невероятную глубину веков. Поэтому мы можем только догадываться, о каких реальных событиях рассказывается в подобном сюжете. Но я не собираюсь сейчас заниматься скрупулезных анализом сюжета сказки. Я хотел поговорить о другом.

Я наберусь наглости и попробую самолично истолковать сюжет этой истории. Замечательные фольклористы типа В.Я Проппа и Джеймса Фрезера много писали об исторических корнях сюжета, в котором девушку помещают в башню, дом на дереве и т.д. При желании можно ознакомиться с их мнением здесь и здесь. Я же хотел бы высказать свое мнение. Сюжет истории явно рассказывает нам о передаче некоего сакрального знания через ученическую преемственность. Бездетная колдунья – жрица архаичного мира получает девочку, которую она собирается вырастить своей ученицей. В возрасте 11 лет она, следу специальной системе верований, помещает девочку в "ритуальное пространство" – верхний этаж башни. В том возрасте, когда у девочки начинаются регулы, ей нельзя ступать ногой на землю, видеть солнца, общаться с другими людьми и т.д. Видимо, это связано с представлением, что при прикосновении к земле человек может потерять некую накопленную сакральную силу. Д.Фрезер приводит большое число фактов из жизни различных традиционных народов с подобными верованиями и практиками – почитай.

В сказке рассказывается об одном, довольно трагичном случае подобного рода практики. Девочка нарушает ритуальную чистоту и дисциплину. Да еще как! Ее лишают девственности! Она полностью теряет свою Сакральность и смысл последующего обучения. Ее наставница сама обозначает конец ученичества тем, что обрезает ее длинные волосы. Кстати, в древнейшей истории человечества, волосы играли огромную роль – это был вместилище некоей духовной силы. Многим королям древности категорически запрещалось стричь волосы, дабы не лишиться своей власти. Читай Библию – там все написано )). История про Самсона.

Принц, кстати, тоже в финале истории наказан. Он лишается зрения и становится нищим бродягой. Урок всем, кто вторгается своими низменными профаническими желаниями в Сакральное. И я на сто процентов уверен, что последний абзац сказки, где все персонажи встречаются на милой лесной опушке, не имела никакого отношения к первоначальному варианту сказки и была "досказана" доброй мамочкой для успокоения своих напуганных малышей. Но мы ведь помним, что никогда сказки не считались произведениями для детей.

Получается, что в этой истории девушка Рапунцель – главный отрицательный персонаж. Она нарушила процесс духовного обучения, она не выдержала искушения, она подвела свою духовную наставницу. Может поэтому ее и зовут именем травы? Не зря это имя вызывало у многих переводчиков недоумение, а на русский язык однажды ее имя перевели как "Сурепка" или даже "Петрушка". Трава и есть трава.

А что мы видим у больших Творцов из студии Диснея?

А видим мы довольно странную картину. Рапунцель – обманутая, несчастная девочка, которую еще в младенчестве украла злая ведьма. И не та колдунья из сказки – жрица архаичного мира, а обычная второсортная ведьма - тщеславная и лживая. Мало того, ведьма пользуется силой ее волос, чтобы навсегда сохранить свою молодость! А еще эта ведьма выдает себя за мать Рапунцель. Не просто "госпожа Гетель", а "матушка"... И мужской персонаж вовсе не принц, а обычный вор, который кидает даже своих подельников. Отличный пример для подражания! И бандиты – не смертельно опасные отбросы общества, а все как один Высокодуховные Индивидуальности с большой и нереализованной Мечтой внутри. Только странно, что никто из них не мечтает построить дом, родить сына или посадить дерево ))).

А самое замечательное, что отношения между Рапунцель и ведьмой – это не отношения ученицы и учителя, а самые обычные отношения мамы и дочки. И когда злейшее Зло в образе заботливой мамы начинает петь:

Мама умней, слушай свою маму
Очень страшен мир людей
Мама умней, я же врать не стану
Знаю точно, быть беде
Мамочка поймет, мамочка утешит
Безопасно только с ней
И не стоит прекословить
Мама умней


У меня, ей Богу, мурашки по коже бегут даже просто от чтения текста.

Каждый должен в эту секунду почувствовать, что сейчас твориться большое зло. Сценарист мультфильма четко закладывает в голову вашего ребенка установку: мама – это только нежное создание с большими и печальными глазами. Безвольное и страдающее. А если мама тебя наказывает, если мама тебе запрещает делать твои милые наивные глупости, которые так жизненно необходимы тебе в эту секунду, то это не твоя мама – это, укравшая тебя в детстве, Ведьма! От нее нужно как можно быстрее бежать! Ее можно даже убить! Ведь это не твоя мама, это худшая и самая порочная женщина в твоей жизни. А твоя мама, конечно же, королева, а сама ты не иначе как принцесса... И твоя мама ждет тебя где-то там... в сияющей дали...

И когда ваша дочка в сложный воспитательный момент посмотрит на вас холодными глазами и тихо прошепчет "Ты не моя мама. Моя мама где-то меня ждет и плачет... А ты – Ведьма, которая украла меня от моей мамы...", вот тогда вы будете знать, кто аккуратно и незаметно выстраивал за вас сознание ВАШЕГО ребенка, кто определял его систему ценностей и выстраивал психологические доминанты, можете даже мысленно благодарить за эту услугу всю творческую группу, приложившую так много сил для создании милых детских мультиков.

И ты скажешь, что я перегибаю палку? Что я строю конспирологические теории на ровном месте, а на самом деле мультик очень даже добрый и прикольный? Как и сотни других таких же прикольных мультиков, которые ты свободно даешь смотреть своему ребенку – "ведь это не порнуха и не ужастики! Пусть смотрит!"

Я все больше начинаю задумываться об окружающем меня и моего ребенка мире. И начинаю понимать, что нужно каждое действие, каждое намерение делать Осознанно и Ответственно! И проблема не только в фильмах, играх и мультфильмах, дело в нашем участии в жизни ребенка и в его воспитании. Ведь это архиважно, то, с чем соприкасаются наши дети даже на самом простом уровне. И если мы расслабимся и пустим все на самотек, то найдется множество милых и весьма цивилизованных людей, которые с удовольствием воспитают наших детей за нас. Но будет ли потом в их жизни место нам?

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com