Developed by JoomVision.com

Новое в рубриках

Перейти в раздел

Лекционный зал

Перейти в раздел

Перейти в раздел
Перейти в раздел
23.09.2013 версия для печати

О некоторых проблемах системы воспитания в учреждениях для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

В помощь руководителям, работающими с детьми,
оставшимися без попечения родителей

В сентябре 2013 года адрес Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области И.Р. Морокова поступил итоговый отчет Некоммерческого партнерства «Семья детям» о реализации проекта «"Нет" насилию в отношении детей» за период с 01.09.2012 по 31.08.2013 годов.

В отчете освещены основные итоги работы некоммерческого партнерства, достигнутые результаты, выявленные проблемы в сфере обеспечения защиты прав и законных интересов ребенка.

В частности, в октябре 2012 года данная общественная организация провела выборочное интервьюирование выпускников детских домов об их жизни в детских домах и в приютах при центрах социальной помощи семье и детям.

Вот некоторые выводы, которые были сделаны специалистами НП «Семья детям» в ходе этого исследования (в цитатах сохранена орфография и стиль авторов цитат):

1) Среда неблагополучной семьи оказывает негативное влияние на ребенка, в результате чего он совершает правонарушения и может попасть в учреждения государственного воспитания или в систему исполнения наказаний.

«Потом начал я, телефоны воровали, но меня не только из-за этого в приют отправили. Отчим у нас пил, он выпивает и начинает руками на меня махать, стульями начал в меня кидать, с бутылкой начал меня гонять. И все, я уехал. Мне мама сказала: «В санаторий поедешь». Чемодан собрали и в приют отправили. Мне потом парни говорят: «Че ты откуда?». Я говорю: «С [район города].». Спрашиваю их: «Что это санаторий?». Они говорят: «Нет, приют». Я - «ЕПРСТ». И так прожил я, сюда потом поступил.

«Я вообще приходила и уходила одна домой. Мама редко приходила за мной. В приют я пришла, мне понравилось в приюте, там много детей, куча интересных игрушек, у меня же их не было. Я там и осталась, а мать через несколько дней пришла за мной, говорит: «Таня, пошли». Я спряталась от нее в шкаф, наговорила кучу всякого того, что она пьет, не смотрит за мной, мной не интересуется. Ей заинтересовались. Больше я не возвращалась домой. Чуть позже меня оформили в детском приюте. Я там три года прожила. Потом в детском доме 9 лет».

«Я жил в деревне, у меня мама с папой пили. Я в школу ходил, но плохо ходил. У меня еще брат был постарше, мы в школу ходили. Мы с ним гуляли, гуляли, потом кто-то приехал и забрал нас в приют. Мне было 9 лет».

2) Взрослые «навешивают ярлыки» на детей, не выполняют своих обещаний, обманывают и в результате теряют доверие в лице детей. Недоверие к взрослым может сопровождать ребенка очень долгое время.

«Только когда меня в приют отправили, про меня Комиссия такого наговорила. Женя однажды предложил ночью пойти куда-то, мы через решетки пролезли. И про меня наговорили типа я алкаш. Что я могу им сказать, их там столько людей, я же ничего не могу им сказать. Думаю - «все, промолчу». А так бы я не молчал, просто в ответ бы им говорил, они бы меня вообще, наверное, в ЦВИМП отправили».

«У меня нет доверия к старшим».

«Старшаки, у них нет никакого интереса общаться со взрослыми. Нет доверия».

«Потом я там спрашиваю: «Можно к маме с папой съездить?» Мне ответили: «Нет, нельзя. У тебя их нет». Я заплакал. Потом брат приехал, привез гостинцы, я ему говорю «Где мама с папой?» Он говорит, - «Дома». Я говорю: «А че мне сказали, что их нет?» Он меня забрал, мы поехали к маме с папой. Они пьяные опять. Смотреть я на это не стал, уехал опять в приют. Че я буду смотреть на это? Мне неприятно. Потом я попал в детский дом».

3) У детей существуют особые правила существования в детском коллективе, свои законы, своя среда, в которую взрослые не допускаются. Это может привести к жестокому обращению. В то же время дети понимают, что драться – это плохо и конфликты можно решать другими способами. В этом им требуется поддержка взрослых.

«Есть такие люди, которые не любят драться. Можно разговором просто поговорить и уйти, а некоторые люди в драку лезут».

«Тебя не поймут потом, если ты ходишь, рассказываешь. К тебе отношение будет другое, это никому не надо».

«В детском коллективе, чтобы получить уважение не обязательно быть сильным, можно общаться, друзей много можно иметь, которые что-то решают. Можно без драки решить, если уметь общаться».

«Мы бы все равно разобрались. Не там, дак в школе. Есть ситуации, где реально нужно подраться, чтобы тебя не считали слабаком».

«Чтобы там выжить нужно, если у тебя есть такая привычка брать чужое, лучше вообще не трогай, потому что тебя могут за это заклеймить, с тобой никто не будет общаться. Правило жизни - будь как все, живи стадным принципом. Если ты не как все, выживай по-другому».

«Поссорились - пошли, подрались, чтобы никто не видел, никто не знал об этом. Там, где не видно - за верандой, на поле за территорией. Через день-два мирились, да и все».

4) Дети скучают по своим семьям и хотят жить в семьях, несмотря на те проблемы, с которыми они там сталкиваются.

«Я тоже сперва ничего не понимал. Думал только о своем, скорей бы домой к маме. А потом уже понял что бесполезно, возвращаться никак. И все».

«Там бывает скучно. К маме и к папе охота. Лучше всего с родителями жить».

«Дома лучше, наверное, будет. Дома поддержат тебя. Воспитатели делали вид, что поддерживали. Так-то им безразлично. Они должны тебя выслушать, но так-то я понимаю, что им безразлично. Не всем, конечно, было безразлично. Был хороший воспитатель».

5) Дети понимают, когда они делают что-то не так, ведут себя неправильно. При этом они хотят адекватного к себе отношения. Они понимают, что за плохие поступки последует наказание, но они считают, что оно должно быть адекватным. Им требуется поддержка взрослых, чтобы измениться в лучшую сторону.

«Семья должна быть хорошей, чтобы не было никакого наказания. Чтоб не били, не наказывали. Просто сказали бы, что ты, например, без компьютера или еще что-нибудь. Не давать компьютер, в комнате закрыть, но точно не бить».

«Да, они ругали, говорили, чтобы исправились. Они исправляться-то хотели, но не получается у них (о детях, которые плохо себя вели в Детском доме)».

«Какие родители, такие и дети. Родители хорошие и дети тоже».

«У нас с детства было, что если ты что-то взял, тапочком стучат по рукам. Больно. Но обиду мы не держали. Это за воровство, у нас там кольцо своровали, деньги воровали у взрослых».

«Наказание в виде мыть пол, не воспринималось как обида. Это всегда было справедливо. Не наказал, он потом в следующий раз еще так сделает, он будет знать, что ему за это ничего не будет».

6) Дети могут защищать свои права, у них есть на это смелость и силы. Часто им требуется в этом поддержка взрослых, но они не всегда могут получить ее.

«Со мной в детском доме старшие ребята обращались «подай, принеси». Там когда я жил, один взрослый (старший), он меня заставлял стирать носки. Я ему ответил - нет. Он меня избил. Я сразу вызвал милицию и все. Все воспитатели говорили «Да нет, не вызывай, не вызывай». Но я вызвал, она приехала. Они спрашивают: «Кто тебя так?» Я показываю на него. Он отпирался. Его защищали, защищали (директор и воспитатели).Я думаю, что они следили плохо за старшими, воспитывали плохо. Поэтому это случилось».

7) Работать и жить в системе учреждений государственного воспитания одинаково тяжело и детям, и взрослым.

Дети, попадающие в детские дома, как правило, выходцы из неблагополучных семей. Такие дети имеют психологические особенности, которые часто требуют вмешательства психолога. Воспитателям в детском доме трудно работать с этой категорией детей, особенно в условиях, не предполагающих индивидуальной работы с ребенком. Детей много, воспитателей мало.

«Взрослым тяжелей, наверное, они устают от нас, нервные уходят домой. Надо много нервов на нас».

«Да, там были старшие дети, они заставляли младших все делать. Мне это не нравилось».

«Взрослые видели наши разборки. Они нам рассказывали, что не надо трогать ничего, ругали нас. А мы ничего не понимали. Мы им просто в ответку говорили, что если они (другие дети) не понимают, то что делать-то еще?».

«Детям там труднее всего живется в приюте. Особенно до 13 лет. После 15 лет уже все понимают».

Некоторые интервьюированные подростки имели опыт проживания и в приюте, и в детском доме. При этом все они имеют родственников. Большинство опрошенных детей подвергались эмоциональному и физическому насилию, как со стороны взрослых, так и со стороны других детей. Никто из детей не подвергался сексуальному насилию, при этом некоторые из них имели опыт просмотра фильмов порнографического содержания, когда жили в учреждении. Один из респондентов отметил как один из способов предотвращения насилия над детьми:

"Следить за старшими детьми, чтобы не обижали младших, и привлечь постороннее лицо, которому дети могли бы рассказать о насилии над ними со стороны взрослых». Другой респондент отмечает: «Надо уважать каждого ребенка независимо от его характера».

***

Можно по всякому относиться к затронутой проблематике, но очевидно одно – ни какой, даже самый хороший детский дом не заменит ребёнку семью.

Сегодня государство уделяя значительное внимание проблемам семьи, делает ставку на укрепление её позиций в обществе, возрождению традиционных духовно-нравственных ценностей в сфере семейных отношений.

Приоритетом государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является сегодня обеспечение права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. На это направлены основные усилия власти.

Но нельзя взять и одномоментно раздать всех детдомовцев по семьям приемным или патронатным и закрыть все учреждения для данной категории несовершеннолетних. Поэтому задача переходного этапа, который наверняка растянется на годы – обеспечить адаптацию системы воспитания учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как можно ближе к условиям нормальной семьи.

При этом практика проверок Аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области таких учреждений и беседы с выпускниками свидетельствуют о том, что в ряде случаев те высказывания воспитанников детских домов и приютов, которые приведены выше, близки к истине.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com