18.10.2013 версия для печати

Профилактика психосоматических заболеваний учащихся

Правильная система обучения обеспечивает гармоническое развитие личности. Именно в школе ребёнок впервые сталкивается с новыми требованиями, непривычным режимом и обязанностями. Важнейшее условие сохранности здоровья состоит в адекватности предъявляемых к ученику требований его индивидуальным возможностям, степени зрелости его нервной системы. Речь идет не только о продолжительности учебных занятий, но и о количестве подлежащего усвоению учебного материала. К сожалению, это обстоятельство не всегда в должной мере учитывается учителями и родителями. Утомление после учебных занятий вполне естественно, но важно, чтобы оно не выходило за допустимые пределы и не принимало болезненного характера.

Основные факторы, негативно влияющие на состояние здоровья школьников:

  • учебные перегрузки, которые приводят к переутомлению;
  • школьные стрессы;
  • распространение вредных привычек, зависимостей;
  • плохая организация физической активности учащихся, отсутствие профилактики гиподинамии;
  • отсутствие систематической работы по предупреждению патологических нарушений, непосредственно связанных с учебным процессом, "школьных" болезней;
  • низкий уровень культуры и здоровья, недостаток знаний по вопросам его сохранения и укрепления.

Ребенку, испытывающему трудности в овладении материалом, необходимо внушить уверенность, что он достигнет цели. Это имеет не только важное воспитательное значение, но и укрепляет психику ребёнка. Известно, что одна из причин, мешающих тревожным детям результативно выполнить задание, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, каковы последствия их неудачи в этой деятельности. Поэтому неэффективно ставить перед ребенком цель «Ты должен получить отличную оценку» или «Ты должен ответить, во что бы то ни стало», лучше сформулировать ее конкретно: «Ты сможешь справиться с этим заданием».

Чтобы помочь ребёнку лучше запомнить материал можно сделать выписки основных мыслей из прочитанного, представить информацию в виде схемы, опорных сигналов, посоветовать ребёнку проговорить информацию про себя и вслух. Так же можно запомнить информацию при помощи движений и при помощи ассоциаций. При усвоении понятий необходимо стремиться к собственным формулировкам. Запоминание становится успешным при наличии запаса знаний, являющихся базовой основой новых знаний.

Режим дня для школьника крайне необходим: для домашних занятий, чтения, развлечений, пребывания на свежем воздухе, спортивных игр и др. должны быть предусмотрены определенные часы. Для подготовки домашних заданий детям 1-го класса необходимо отводить не более 1 часа в день, 2-3 классов – 1,5 часов, 4-5 классов – 2 часов, 6-8 классов – 2,5 часов, 9-11 классов – 3,5 часов.

Причем выполнять уроки дома желательно во второй пик повышения суточной работоспособности, между 16-18 часами. И обязательно нужно устраивать каждые 30 минут десятиминутный отдых.

Для улучшения мозгового кровообращения младшего школьника можно провести следующую физкультминутку:

Исходное положение (далее – и.п.) – сидя на стуле; 1 – голову наклонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед; 6 – и.п.; 7 – голову наклонить назад; 8 – и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

Физкультминутка для глаз.

  1. Широко открыть глаза. Посмотреть вверх, задержать взгляд на 2 секунды. Перевести глаза вправо, задержать на 2 секунды. Посмотреть вниз, задержать взгляд на 2 секунды, потом то же влево. Повторить 10 раз по часовой стрелки. Голову при выполнении упражнений не поворачивать.
  2. Закрыть глаза ладонями, представить темную комнату. Дать глазам отдых.
  3. Посмотреть на кончик носа (глаза должны одновременно сдвинуться к внутренним уголкам глаз).

Дополнительные занятия во внеурочное время (занятия в музыкальной, спортивной школе, участие в кружках, изучение иностранных языков и т.п.) могут привести к перегрузке и способствовать переутомлению детей. В отношении внешкольных занятий родителям необходимо вносить известную организованность и не допускать перегрузок в целях достижения внешнего эффекта.

Во время выполнения ребёнком домашнего задания родители должны следить и осуществлять профилактику таких "школьных" болезней как близорукость и нарушение осанки.

Для сохранения сил и повышения работоспособности нужно организовать правильное питание. Нельзя садиться заниматься на голодный желудок. У ребёнка должны быть полноценный завтрак, обед, полдник, ужин. Чтобы кишечник работал хорошо, старайтесь, чтобы школьник пил больше минеральной воды без газов, кисломолочных продуктов и употреблял пищу, богатую клетчаткой (фрукты, овощи).

Лечебная гимнастика защищает от простудных заболеваний. Когда ребёнок чистит зубы или умывается, попросите его достать кончиком языка до подбородка и подержать так от 3 до 10 секунд. Такая поза напряжения улучшает кровоток и лимфоток.

Полезно разминать каждое утро шею. Попросите ребёнка медленно вращать головой вправо и влево. Это упражнение действует на заушные лимфатические железы и защищает их от воспаления.

Укрепляйте дыхательную систему. Научите школьника мягко поколачивать себя по грудной клетке на выдохе руками, сложенными в кулачки, со звуками «а», «о», «у». Такой самомассаж развивает естественные защитные силы бронхолегочных отделов.

Мотивируйте свое чадо больше гулять на свежем воздухе, плавать в бассейне, принимать солнечные ванны, проветривайте комнату ребёнка.

Для снятия стресса рекомендуем школьникам следующие упражнения.

Упражнение 1. Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.

  1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
  2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
  3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
  4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
  5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
  6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
  7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Упражнение 2. Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

  1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
  2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
  3. Напрягите и расслабьте икры.
  4. Напрягите и расслабьте колени.
  5. Напрягите и расслабьте бедра.
  6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
  7. Напрягите и расслабьте живот.
  8. Расслабьте спину и плечи.
  9. Расслабьте кисти рук.
  10. Расслабьте предплечья.
  11. Расслабьте шею.
  12. Расслабьте лицевые мышцы.
  13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.

Упражнение 3. Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

  1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)
  2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.
  3. Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.
  4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50.

Упражнения, которые помогают избавиться от волнений.

  • Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони. Повторить пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох.
  • Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большой палец, он связан с сердечно-сосудистой системой. Сжимать кулак с усилием, спокойно, не торопясь, пять раз. При сжатии — выдох, при ослаблении — вдох. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается.
  • Это упражнение способствует запоминанию важных вещей, поэтому оно уместно, например, перед началом экзаменационной работы или перед ответственным выступлением.
  • Помогает устранить психическое напряжение, нервное раздражение и упражнение с орехами. Ладонью правой руки слегка прижмите орех к левой ладони и делайте круговые движения против часовой стрелки по всей ладони, начиная со стороны мизинца. И так 2-3 минуты. То же проделайте 2-3 минуты на правой ладони, вращая орех левой ладонью, но уже по часовой стрелке.
  • В завершение успокоительной гимнастики слегка помассируйте кончики мизинцев. Будьте уверены — ваши нервы не подведут в ответственный момент.

Информация подготовлена по материалам сайта http://vashpsixolog.ru

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com