Developed by JoomVision.com

Новое в рубриках

Перейти в раздел

Лекционный зал

Перейти в раздел

Перейти в раздел
Перейти в раздел
24.02.2014 версия для печати

Когда ребёнок счастлив или «русский образовательный крест»

Редакционная статья

Когда ребёнок счастлив? Наверное, можно придумать множество способов и создать немало условий, при которых ваш ребёнок будет счастлив – сделать ему какой-либо подарок, уделить ему побольше родительского внимания и любви, и пр. Но как сделать так, чтобы ваш ребёнок был счастлив каждый день?

Вероятно, рецепт этого счастья почти такой же, как и у взрослых – ребёнок счастлив, когда утром он с удовольствием идёт в школу, а после школы он с неменьшим удовольствием возвращается домой!

Часть 1. Почему дети идут в школу без удовольствия?

Эта статья подготовлена в первую очередь для родителей школьников. Так вот, сможете ли вы, родители, обеспечить подобное счастье своему ребёнку или нет?

Многие наверняка ответят, что они могут создать все необходимые условия для того, чтобы их ребёнок с удовольствием шёл домой, а вот с удовольствием в школу – тут-то и возникают проблемы. Мол, от нас это не зависит, мол, в школе то-то и то-то … именно поэтому мой ребёнок часто идет в школу без особого желания. А чтобы каждый день «с удовольствием в школу» – так это ж нереально, это фантастика!!! Это только герой рассказа Л.Н. Толстого – Филипок – каждый день бежал в школу с радостью.

С родителями можно согласиться, и о том, что в современной российской школе существует немало проблем, свидетельствуют многочисленные обращения в адрес Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области, поступившие от родителей в 2013 году, в т.ч. по поводу конфликтов их детей с одноклассниками или педагогами. Внимательный разбор причин таких конфликтов показал, что часто их первопричинами становятся детские стрессы, которые вызваны чрезмерной учебной нагрузкой. Не зря сейчас поднялась волна родительских требований о переводе школьников (хотя бы младших) на 5-дневную учебную неделю – дети просто не успевают отдохнуть.

Но можно ли винить в большой нагрузке детей директоров школ, органы образования и тех, кто разработал и проводит реформу общего образования? Наверное, только их – нет!

Беседы с директорами общеобразовательных учреждений показывают, что они стали заложниками нынешней реформы системы образования: ведь если они не предпримут каких-либо мер, привлекающих в их школу детей, и первые классы у них окажутся недоукомплектованными, то это приведет к сокращению финансирования школы и прочие последствия, и наоборот – чем больше детей они примут в первый класс, тем больше у них будет финансирование, а стало быть – и масса других возможностей.

Если кто из родителей не знает или забыл, напомним – сейчас родители будущих первоклашек могут записать своего ребёнка в школу, как по месту жительства, так и в любую другую, при наличии в последней свободных мест. Так что, в крупных городах между школами в последние годы возникла самая настоящая рыночная конкуренция (!!!). Она-то и объясняет тот факт, что в одних школах с трудом набирают два первых класса, а в других – с трудом распихивают детей по четырем классам. Это объясняет и другой факт – за последние годы в Екатеринбурге 35% общеобразовательных учреждений приняли программы с углубленным изучением отдельных предметов.

Получается, что рыночные отношения стали диктовать правила в системе российского общего образования, только его качество почему-то оказалось под вопросом.

А ведь в этом кроме реформаторов, создавших такие рыночные отношения, виноваты и родители, многим из которых «непременно подавай для их ребёнка суперпрестижную гимназию или лицей, а на крайний случай – школу с углубленным изучением отдельных предметов»! Именно таким способом многие папы и мамы надеются обеспечить своему чаду успешное будущее. А о том, что подобное «углубленное» изучение учебных предметов может привести ребёнка к стрессам и ослаблению его здоровья, и что количество получаемой информации не всегда перерастает в качество, мало кто из родителей задумывается.

В России укрепился миф о том, что ребёнку для успешности в будущей карьере обязательно надо знать в совершенстве иностранный язык, а то и два (!), вот родители и начинают стараться, вплоть до покупки своему ребёнку за несколько десятков тысяч рублей прописки в нужном районе города для записи в «элитную» гимназию или лицей. А ведь многие из этих родителей даже не интересуются учебными планами этого образовательного учреждения, им важна только его престижность!

Интересны объяснения и органов образования того, для чего ребёнку нужно знать два иностранных языка. В образовательной программе одной из екатеринбургских школ написано: «Преподавание двух иностранных языков … продиктовано необходимостью овладения выпускниками достаточным уровнем коммуникативной компетентности». Видимо знание только одного иностранного языка свидетельствует о недостаточном уровне «коммуникативной компетентности». Ну, и сама «коммуникативная компетентность» – что это такое и, как говорится, с «чем её едят»?

Воспользуемся учебником Руденского Е.В. «Социальная психология: Курс лекций»:
«Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации».

А вот теперь приложите это к обычным старшеклассникам. И как вы думаете, разовьют школьные педагоги эти способности у подростков к их 17-летию путём преподавания им двух иностранных языков? Зато как умно сказано в этой образовательной программе.

Так нужно ли так перегружать наших детей, годами испытывая их на стрессоустойчивость, ради овладения мифической для них «коммуникативной компетентности»?

Между тем, многие родители полагают, что если школу перевести на пятидневную учебную неделю, то многие проблемы сами собой решатся. Но ведь это не так: во-первых, – нормы СанПиН не позволяют превышать дневную учебную нагрузку детей, лимитируя количество уроков, куда ж тогда втиснуть субботние уроки (?); во-вторых, – даже если Роспотребнадзор принудят сдвинуть эти лимиты, то вы, родители, готовы ли к тому, что у ваших детей будет ежедневно по 7-9 аудиторных уроков в школе? Можно, конечно, как вариант, полностью отменить любые домашние задания, и тогда нагрузка на детей опустится до приемлемых норм, но будет ли это разумным – устраниться от самостоятельной подготовки?

Можно сколь угодно дискуссировать на данную тему, но, рассматривая эту проблему в Аппарате Уполномоченного по правам ребёнка, мы решили действовать более предметно – взять конкретные учебные планы конкретной школы с углубленным изучением отдельных предметов и посмотреть их детально, оценив их с точки зрения разумности и целесообразности. Об этом во второй части статьи.

Часть 2. Об учебных планах и учебных предметах

«Предметы, которым обучают детей,
должны соответствовать их возрасту,
иначе является опасность, что в них
разовьется умничанье, модничанье,
тщеславие».
Иммануил Кант

Для рассмотрения учебных планов нами выбрана, в общем-то, обычная школа Екатеринбурга (номер не указываем по понятным причинам), которая аттестована как муниципальная автономная общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов. Школа существует почти полвека, а в новом веке стала специализироваться на преподавании иностранных языков. Расположена в районе, где в последние годы было построено немало новых жилых многоэтажных домов, а стало быть, родительский контингент теперь в значимой степени представлен, так называемым, «средним классом», способным купить жилье в новостройке и хотеть для своих детей «непростого» образования. Режим учёбы в школе – двухсменный, 6-дневный.

В сферу нашего внимания данная школа попала из-за того, что в Аппарат Уполномоченного поступила информация о том, что в ней уже в 1-м классе стали за деньги родителей преподавать английский язык. Вроде, ничего криминального, но по окончании года выяснилось, что за 33 урока с детьми выучили только несколько английских стишков и простеньких фраз. При этом дети не знали ни английского алфавита, ни транскрипций, не было у них и минимального словарного запаса. Удивленным родителям объяснили, что так и надо – «это учебная программа такая»!

Заход на интернет-сайт этой школы сразу демонстрирует серьёзную диспропорцию в её наполняемости – по одному 10 и 11 классу, на смену которым идет аж четыре 9-х класса и пять 4-х классов. Конечно, объясняя такие скачки в параллелях, можно сослаться и на новостройки в микрорайоне, но это, наверное, будет лукавством, т.к. наиболее вероятная причина – это не столь давний переход на углубленное изучение иностранных языков (английский/немецкий). Почему мы на это обратили внимание? Да потому, что можно элементарно спрогнозировать – через несколько лет в этой школе в большинстве параллелей будет по четыре класса, что приведет к большому дефициту аудиторий. Спрашивается, как школа будет решать эту проблему – перейдет на трехсменную учёбу или начнет процесс жёсткого отсева учеников? Вряд ли ей дадут бюджетные деньги на строительство пристроя, да построить его можно только за счёт уменьшения площади школьной спортивной площадки.

Ознакомимся с учебным планом этой школы на 2013/2014 год и с её образовательной программой на 2010-2014 годы. Надо сразу отметить, что разобраться в этих документах весьма непросто: многословные тексты в общих частях и в пояснительных записках, а также неудобные для восприятия word-ские таблицы учебных планов по каждой ступени обучения. Какой-либо демоверсии планов, удобной для восприятия родителями, нет.

Для того чтобы получить более внятное и целостное представление о полном курсе этой школы и об учебной нагрузке, данные таблицы были переформативаны нами в более удобный вид.

Для начала предлагаем вашему вниманию сводный учебный план начальной школы. На сайте учреждения все эти цифры размещены в трех раздельных таблицах – 1-е классы, 2-3-е классы и 4-е классы.

Честно говоря, с последней строчкой таблицы разобраться трудно: сумма часов четырехлетнего обучения, указанных в учебных планах на сайте школы, явно превышает установленные государством лимиты. Получается «перебор» в 213 учебных часов.

Теперь рассмотрим следующий этап обучения – основное общее образование, т.е. 5-9 классы.

Здесь ситуация лучше – до верхнего предела школа «недотягивает» 35 учебных часов, т.е. 0,6%.

И, наконец, последняя 3-я ступень обучения – среднее (полное) общее образование – 10 и 11 классы.

Количество учебных часов в 3-й ступени «один в один» соответствует установленной максимальной годовой нагрузке.

Полагаем, по такой демоверсии учебных планов родителям более понятно, сколько и чему будут учить их детей 11 лет. А о том, насколько обоснована такая высокая загруженность образовательной программы этой школы, и стоит ли она того, судить вам, родители.

А теперь ещё один небольшой анализ этой программы. Предлагаем вашему вниманию сводную таблицу, отражающую все этапы изучения основных учебных предметов.

А теперь представляем вашему вниманию график, который можно назвать «русский образовательный крест».

Линии тренда на графике, исчисленные из графических линий, отражающих этапность и объёмы изучения учебных предметов «русский язык и литература» и «иностранные языки», четко рисуют крест, который наглядно показывает, как изучение первых предметов с каждым годом уменьшается, а изучение вторых – растет. И самое грустное – сравните объёмы изучения нашей отечественной истории. Не зря тележурналисты в одном из своих опросов молодежи удивлялись – никто им не смог ответить, кто такие генералы Карбышев и Власов.

2 377 учебных часов на преподавание русского языка и литературы и почти столько же – 2 100 часов на изучение иностранных языков (вспомним ещё +33 часа в 1-м классе за деньги родителей). И это ещё при том, что в Свердловской области русский язык является «родным»1, а если в школе стали бы преподавать ещё один из родных языков титульных наций России (например, татарский или удмуртский), то на изучение русского языка и литературы осталось бы ещё меньше часов.

Делать выводы – вам, уважаемые родители! Стоят ли жертвовать родным языком и своей литературой, своей историей ради изучения иностранных языков? Вы все собираетесь трудоустраивать своих детей в иностранные компании или отправлять их на ПМЖ за океан, где они будут изучать историю того государства, чтобы получить их гражданство?

Еще один аспект, который бросается в глаза при рассмотрении школьных учебных планов – это минимальное присутствие уроков по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В Свердловской области, как и во многих других субъектах РФ, ежегодно гибнут на дорогах и в пожарах, выпадают из окон, тонут в открытых водоемах до полутора сотен детей (!), ещё сотни – получают тяжёлые травмы, а уроки ОБЖ – по одному в неделю в 3-м, 8-м и в старших классах. Причем, гибнут-то в основном дети младшего возраста!

Непонятно, почему в федеральном компоненте для начальной школы ОБЖ нет совсем, но ведь эту проблему можно решить за счёт регионального компонента! Детей обязательно надо учить основным правилам безопасности уже с детского сада, продолжая в начальной школе. В прошлом году несколько детей погибли в пожаре, спрятавшись от огня в шкафах, т.е. никто не научил их элементарным правилам поведения в экстремальной ситуации. Скоро придёт весна, и опять будут тонуть дети, решившие погулять по весеннему льду – где и кто научит их тому, что это делать нельзя и что делать, если всё-таки оказался в воде?

С первого класса изучаем с детьми риторику, сызмальства из них «говорунов» делаем! Разве детское счастье – в умении «гладко» говорить? Что-то это не проявляется в социальных сетях, где косноязычие и неграмотность подростков глаза режет.

Мы начинали статью с вопроса – когда ребёнок счастлив? Так вот, уважаемые родители, ваша вина в том, что утром ребёнок с неохотой идет в школу, нисколько не меньшая, чем у тех, кто сейчас проводит подобные реформы общего образования.

Во-первых, – именно ваш ажиотаж и непременное стремление дать ребёнку «элитное образование» подстегивает чрезмерное «развитие» одних школ и медленное увядание других – «неуглублённых». Вместо того, чтобы записать своего ребенка в ближайшую школу в 1а или 1б, укомплектованные по санитарным нормам – до 25 учеников в классе, многие из вас невольно поддерживают «рыночное образование», предпочитая записать своего ребёнка 27-м или 29-м учеником в какой-нибудь 1г или 1д «элитного» учреждения.

Во-вторых, – изучая «углублённо» иностранные языки, наши дети теряют в знаниях своего языка и своей литературы. Посмотрите вновь на таблицу – в старших классах русскому языку и литературе отводится времени в два раза (!) меньше, чем иностранным. Общеизвестно, что к языкам человеку нужны способности, но они есть не у всех людей. Получается, что ребёнок, не наделённый такими способностями, будет бесполезно терять время на изучение чужих языков, но при этом плохо усвоит свой родной.

В-третьих, – если вы считаете, что в «элитных» образовательных учреждениях выше качество образования, то это, за редким исключением, вовсе не так. Проблему нехватки учителей знают все – не идёт большинство выпускников педагогических вузов работать в школу. Проблему нехватки учителей сейчас решают банальным образом – учитель вместо 18 учебных часов в неделю начинает преподавать 24, а то и 36 часов2. Причём, многие учителя начинают преподавать кроме своего предмета также и различные элективные курсы, призванные довести учебную нагрузку до максимальной. Остается ли у педагогов время для подготовки к своим урокам? Вероятно, нет или очень немного. При таком режиме проще зачитать школьникам когда-то заученное или поступить совсем просто – дать задание для самостоятельного домашнего изучения темы, что сейчас происходит в школах всё чаще: учитель задает тему для самостоятельного обучения, а потом на уроке заслушивает вместе с другими учениками ответ выступающего.

Так что, уважаемые родители, призываем вас задуматься. Особенно тех, кто будет в этом году отдавать своих детей в первый класс – с 1 марта в них начнется запись. И пусть вас не вводят в заблуждение парадные заявления, что в данной образовательной организации столько-то учителей высшей и 1-й категории. Талант учителю дает природа и трудолюбие, а не присвоение звания, поэтому во всех школах есть и талантливые, и посредственные педагоги. Смотрите учебные планы той школы (гимназии, лицея), в которую вы хотите отдать своего ребёнка, и делайте выводы.

P.S. Данная редакционная статья является первой из серии статей, которые будут посвящены современным проблемам российского общего образования. В далее будут обращения и к должностным лицам органов образования, поскольку тенденция, когда одни школы начинают «процветать», а другие – медленно «усыхать», теряя потенциальных первоклассников и финансирование, явно несёт в себе угрозу законным интересам наших детей на получение достойного образования.

 


1. В базисных учебных планах ФГОС разделяются следующие учебные предметы – «Русский язык и литература» и «Родной язык и (родная) литература». Соответственно, в областях и краях Российской Федерации эти учебные предметы сливаются в один, а в республиках – разделяются.

2. Любопытно, как решили проблему преподавания иностранных языков в рассматриваемой нами школе? Ведь простой расчёт показывает, что у неё в штатном расписании должно быть не менее 11 ставок педагогов-«иностранцев» – 9 «англичанок» и 2 «немки».

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com