Developed by JoomVision.com

Новое в рубриках

Перейти в раздел

Лекционный зал

Перейти в раздел

Перейти в раздел
Перейти в раздел
Главная → Пресс-центр → Новости
29.10.2015 версия для печати

Что охраняем в школах: детей или имущество?

Анализ и проверка содержания родительских обращений и жалоб, поступающих в адрес Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области, по поводу различных сборов и поборов в дошкольных и общеобразовательных организациях обратили его внимание еще на одну немаловажную проблему, проявившуюся в этой сфере в последние годы – организацию охраны детей.

Очевидно, что одной из важнейших задач для всех образовательных организаций является обеспечение в своих стенах детской безопасности, в т.ч. физической защиты детей. Именно поэтому руководство школ и детских садов всё чаще заключает договоры на охрану с различными частными охранными предприятиями (ЧОПами), собирая на это деньги с родителей.

Вроде бы благое дело, но детальное вникание в эту ситуацию породило большое количество вопросов, в которых хотелось бы разобраться.

Вопрос 1: Кого охраняют ЧОПы в образовательных организациях – детей или имущество?

Дело в том, что ознакомление с некоторыми договорами, заключенными между образовательными организацией и ЧОПами, показало, что слова "дети" или "учащиеся" в этих договорах не встречаются, т.е. родители, сдавая деньги, по сути, оплачивают охрану стен и имущества муниципального учреждения.

Но как же так, ведь родители сдают деньги на охрану своих детей, а не школьных компьютеров или глобусов? Получается, что охранники ЧОПа не несут никакой ответственности за безопасность детей, для них главное – чтобы школьное имущество не украли!

Вопрос 2: Имеет ли право представитель родительского комитета подписывать договор на оказание услуг от имени образовательной организации?

При ознакомлении с договором о «возмездном оказании услуг» между одной из екатеринбургских гимназий и ЧОПом в глаза бросилось несуразица – договор от имени гимназии подписал председатель родительского комитета, указав все реквизиты этой гимназии, фактически взяв на себя функции директора (см. фото).

Как это могло случиться? Неужели в Гражданском кодексе РФ есть новации, о которых мы не знаем? Очевидно, что такой договор на оказание услуг не может иметь юридической силы. Причём, и в этом договоре председатель родительского комитета оплачивает услуги по охране имущества муниципальной школы, а не детей!

Вопрос 3: Почему при достаточно стабильной рыночной стоимости охранных услуг размер сборов с родителей за охрану колеблется в интервале от 800 до 2500 рублей в год?

Казалось бы, ответ на этот вопрос прост: охранному предприятию без разницы, сколько учеников учится в школе, взятой под охрану, поэтому, чем меньше в школе учеников, тем большая финансовая нагрузка ложится на одного ученика (вернее, на его родителей). Но, как выясняется, на деле это вовсе не так.

Анализ рынка охранных услуг в городе Екатеринбурге по состоянию на начало нового учебного года показывает следующие средние расценки: 1) 100 рублей в час при организации в школе круглосуточного (24 часа) невооруженного поста физической охраны; 2) 150-160 рублей в час при организации в школе дневного (12 часов) невооруженного поста физической охраны.

Простейшие расчёты показывают, что в круглосуточном, ежедневном и круглогодичном (365 суток) варианте охраны стоимость услуг составит 876 тысяч рублей за календарный год. В дневном варианте, когда сотрудники ЧОПа не охраняют имущество школы ни ночью, ни в воскресение, ни в летние каникулы, то сумма получится гораздо скромнее (35 недель, по 6 дней в неделю, по 12 часов, а в остальное время – обычный вахтер-сторож) – 252 тысячи рублей. А теперь, если вы поделите эти суммы на количество учащихся в школе, где учатся ваши дети, то вы сможете понять примерную сумму, которую может хватить для обеспечения их безопасности.

Ради интереса мы уточнили численность учащихся в той школе, где родителей скинулись на охрану по 2,5 тысячи рублей. Получается, что они сдали авансом более 2,5 млн рублей!? Но ведь на эти деньги в школе можно создать 3 круглосуточных невооруженных поста физической охраны, даже при условии, что деньги сдали не все родители! По факту – только один пост, у главного входа.

Это только первые вопросы, которые появились при анализе проблем организации физической охраны наших детей в образовательных организациях. Наверняка, более тщательный анализ поднимет ещё не один вопрос к руководителям органов образования и образовательных учреждений.

Консультируясь на эту тему, нам не раз приходилось слышать следующее: сдавать деньги или не сдавать, оплачивать охрану или не оплачивать – это дело родителей. Действительно, это их дело, даже в том случае, если родители пожелают за свои средства охранять имущество муниципальной школы. Но проблема ведь в чём? К сожалению, сбор денег в наших школах часто происходит в добровольно-принудительном порядке – это первое. А второе – качество охранных услуг часто желает знать лучшего. В этом не раз убеждались сотрудники Аппарата Уполномоченного по правам ребёнка, когда спокойно, не предъявляя своих служебных удостоверений, заходили в здание школы и проходили по всем этажам и коридорам. Конечно, у нас в области есть образовательные организации, где охрана поставлена на отлично – и видеонаблюдение, и вежливые, но очень серьёзные и внимательные "дядьки", но таких пока мало.

При прочтении этой статьи может возникнуть и встречный вопрос: а как всё-таки грамотно оформить и организовать охрану наших детей в образовательных учреждениях?

Первое, что нужно сделать – это подготовить договор, но договор не (как это ни парадоксально) на охрану, а на организацию контрольно-пропускного режима в школе. Ведь для родителей главным является то, чтобы в здание школы не проникали и не вертелись около него потенциальные преступники – педофилы, торговцы наркотиками, воры и просто посторонние лица, а сохранность школьного имущества должна волновать муниципалитет и государство. Причём, этот договор должен быть обязательно трёхсторонним – ЧОП, администрация образовательной организации и родительский комитет, но родительский комитет не как группа родителей, а как юридическое лицо (фонд, некоммерческое партнерство, общественная организация).

В данном случае родительский комитет признается полноправным субъектом гражданского права, а значит, может:

  • организовать полный контроль поступающих денежных средств родителей и распределить их на нужды детей;
  • назначить ответственных, обеспечить бухгалтерский учёт всех поступлений;
  • открыть расчётный счёт в банке;
  • заключать договоры от имени родительского комитета.

Второе – определиться с периодичностью работы контрольно-пропускного режима, ведь ночью, в каникулярные дни и в воскресные в образовательном учреждении может работать и простой сторож.

Третье – необходимо тщательно подойти к выбору ЧОПа (а их только в Екатеринбурге больше пяти сотен). На что в первую очередь надо обращать внимание? На стаж работы и репутацию. Если это не год-два, а скажем, 10 и более лет, то значит, что ЧОП прошёл проверку временем и заслуживает доверия. Полезно установить контакты с бывшими и настоящими клиентами этого предприятия и даже посмотреть, как оно в данный момент осуществляет охрану другой школы. Серьёзные ЧОПы, как правило, имеют свой сайт, где указаны все расценки на их услуги.

Завершая эту тему, считаем необходимым уведомить заинтересованных лиц, что работа в этом направлении будет продолжаться Уполномоченным по правам ребёнка в Свердловской области и специалистами его Аппарата, а в ближайшем будущем на сайте в рубрике «Рекомендации руководителям» будет предложен типовой проект договора на организацию контрольно-пропускного режима в образовательной организации, который, надеемся, окажется полезен как для руководителей образовательных организаций, так и для родительских комитетов.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com