Developed by JoomVision.com

Новое в рубриках

Перейти в раздел

Лекционный зал

Перейти в раздел

Перейти в раздел
Перейти в раздел
12.05.2016 версия для печати

Отобрание ребёнка – беспредел или необходимость?

В последние годы в Российской Федерации сложилась весьма тревожная тенденция, когда сотрудники органов опеки и попечительства и органов внутренних дел опасаются и даже откровенно боятся изымать из семьи ребёнка, оказавшегося в социально опасном положении, опасаясь агрессивной негативной реакции на это, так называемой, "антиювенальной" общественности, а также отказа судей в принятии решения об ограничении или лишении родителей в родительских правах. И поступая таким образом, эти должностные лица не берут на себя ответственность, фактически оставляя ребёнка в условиях, несущих потенциальную угрозу его жизни и здоровья.

Действительно, достаточно часто отобрание детей у родителей, которые являются хроническими алкоголиками или психически нездоровыми людьми, а именно – детей, которые существуют (именно "существуют", а не "живут") в жутких антисанитарных или пожароопасных условиях, которых неделями толком не кормят и не моют, которые подвергаются физическому и психическому насилию, вызывает резко негативную реакцию отдельных лиц и представителей "правозащитных" общественных организаций. Иной раз эти общественно активные граждане договариваются до лозунгов, типа: «Отобрание ребёнка – орудие политических репрессий!».

Самое примечательное в подобных ситуациях заключается в том, что такие "правозащитники" только шумят по поводу отобрания ребёнка, не предпринимая никаких действий, чтобы внести свой личный вклад в спасение подобной семьи, помогая вытаскивать её из "болота" пьянства, тунеядства и нищеты.

Очевидно, что правы те, кто говорит, что «семья – это лучшая среда для проживания и воспитания ребёнка», и с этим трудно поспорить, но при этом никогда нельзя забывать, что главным правом любого ребёнка является право на охрану жизни и здоровья! А поэтому в определенных случаях дилеммы «отбирать или оставлять» быть не должно, и если очевидна угроза жизни и здоровью ребёнка, то его необходимо отбирать.

Безусловно, рассматриваемая мера является вынужденным актом со стороны государства, а поэтому она применяется только в 3-х случаях:

  1. непосредственной угрозы жизни ребёнку или его здоровью по решению уполномоченного органа с последующим получением (в течение 7 дней) решения суда;
  2. по решению суда, вследствие лишения родительских прав;
  3. по решению суда, вследствие ограничения родительских прав.

Для того чтобы механизмы и процедуры отобрания ребёнка и их последствий были более понятны заинтересованным специалистам и гражданам, которые не равнодушны к этой социальной проблеме, далее приводится подробная информация и рекомендации, посвящённые этому вопросу.

***

1 случай – немедленное отобрание ребёнка

Эта процедура осуществляется только органами опеки и попечительства и только в тех ситуациях, когда «промедление смерти подобно», и очевидность данного факта не вызывает сомнения. Сама процедура регламентирована ст.77 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – Семейный кодекс), и в необходимых случаях сопровождается привлечением к исполнению данного решения сотрудников органов внутренних дел1.

Немедленное отобрание ребёнка производится на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству.

Одновременно с инициированием процедуры отобрания ребёнка орган опеки и попечительства обязан уведомить территориального прокурора и далее обеспечить временное устройство ребёнка. Затем в течение семи дней орган опеки должны обратиться в суд с иском о лишении либо ограничении родителей родительских прав.

Как правило, сразу после того, как ребёнок (дети) изъят у родителей (иных законных представителей), он помещается в медицинское учреждение, где проходит освидетельствование и в случае необходимости получает медицинскую помощь. После медицинского освидетельствования он направляется в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. При этом, исходя из конкретных обстоятельств, орган опеки и попечительства с учётом мнения других специалистов может обеспечить ребёнку временное устройство к близким родственникам.

За семь дней, в рамках подготовки к судебному заседанию, органы опеки и попечительства обязаны представить в суд акт обследования условий проживания ребёнка и своё заключение. Действующим законодательством, к сожалению, не предусмотрены ни порядок составления и утверждения акта обследования и основанного на нём заключения, ни примерные формы указанных документов.

Кроме того, если это возможно, вместе с актом обследования и заключением орган опеки и попечительства должен представить в суд протокол опроса несовершеннолетнего, проведенного педагогом-психологом или двумя специалистами территориального центра социальной помощи семье и детям или иной специализированной организации, в штате которой имеются соответствующие специалисты, в присутствии специалиста отдела опеки и попечительства.

Также суд должен учесть и мнение ребёнка в возрасте от 10 лет при решении вопроса о разлучении с родителями. Этим правом он наделён в соответствии со ст. 12 Конвенции ООН о правах ребенка и ст. 57 Семейного кодекса. И лишь при наличии оснований, суд может сделать вывод, что присутствие ребёнка в суде может оказать на него неблагоприятное воздействие. Суд может также опросить в судебном заседании ребёнка в возрасте младше 10 лет, если придёт к выводу о том, что ребёнок способен сформулировать свои взгляды.

2 случай – при лишении родительских прав

Процедура отобрания ребёнка может быть реализована по решению суда, вследствие лишения родительских прав его родителей2. Инициировать данную процедуру3 путём подачи искового заявления в суд могут следующие лица:

  • один из родителей или лиц, их заменяющих;
  • прокурор;
  • органы или организации, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей.

В число последних входят: органы опеки и попечительства; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков, интернаты для детей с физическими недостатками и др.). С иском в суд может также обратиться и сам ребёнок по достижении возраста 14 лет4.

Основания для принятия решения о лишении родительских прав изложены в ст.69 Семейного кодекса. Этот список является закрытым и состоит из 7 пунктов.

Во-первых, - это отказ без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций.

Во-вторых, - злоупотребление своими родительскими правами. Под данным основанием следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например: создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», далее – Постановление Пленума ВС №10).

В-третьих, - жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность. При этом под жестоким обращением с детьми судами понимается не только осуществление родителями физического или психического насилия либо покушение на половую неприкосновенность, но и применение недопустимых способов воспитания (грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатация ребёнка)5.

В-четвёртых, - если родители являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией. Как говорится в Постановлении Пленума ВС N10, хронический алкоголизм или заболевание родителей наркоманией должны быть подтверждены соответствующим медицинским заключением. Лишение родительских прав по этому основанию может быть произведено независимо от признания ответчика ограниченно дееспособным.

В-пятых, - если родители совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

В-шестых, - если родители злостно уклоняются от уплаты алиментов.

И наконец, в-седьмых, - самое спорное и постоянно подвергающееся критике со стороны "антиювинальщиков" основание, это уклонение родителей от выполнения обязанностей в отношении своих детей.

Рассмотрим последнюю правовую позицию более подробно.

Верховный Суд в своём Постановлении № 10 дал по этому основанию отдельное разъяснение, в котором сказано, что "уклонение" – это отсутствие заботы о нравственном и физическом развитии детей, об обучении и подготовке к общественно полезному труду.

Следует признать, что данное разъяснение конкретики не прибавило, так как с учётом положений статей 63-65 Семейного кодекса родители итак обязаны воспитывать своих детей, обеспечить получение ими основного общего образования, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, об обеспечении их интересов. При этом способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. А при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Кроме того, условия для признания того, что родители уклоняются от выполнения обязанностей, изложены и в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон № 120-ФЗ). Таковыми определяются – создание законными представителями обстановки в семье «не отвечающей требованиям к воспитанию или содержанию детей», т.е. той, которая описана выше и которая является основанием для признания несовершеннолетнего безнадзорным или лицом: «контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц»6.

Безнадзорным также может быть признан ребёнок, который находится в социально-опасном положении или «в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия»7.

Следует отметить, что основания для установления статуса ребёнка, находящегося в социально опасном положении изложены также в письме Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2015 г. N ВК-2969/07 «О порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы» (далее – письмо Минобрнауки № ВК-2969/07).

Однако следует заметить, что сказанное в этом письме в основном повторило те основания, которые определены в обозначенных выше нормативных актах. В то же время в документе они собраны воедино и систематизированы в семь основных блоков:

1 и 2. Нахождение несовершеннолетнего в обстановке, представляющей опасность (угрозу) для его жизни или здоровья и, соответственно, в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, либо в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания.
3. Совершение несовершеннолетним правонарушения. В данном случае под правонарушением понимается как преступление, так и административное правонарушение.
4. Совершение несовершеннолетним антиобщественного действия.
5. Неоднократное привлечение родителя, законного представителя несовершеннолетнего к административной ответственности в соответствии с частью 1 ст.5.35. КоАП РФ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию.
6. Совершение родителем, законным представителем несовершеннолетнего действий, которые могут отрицательно повлиять на его поведение.
7. Привлечение родителя, законного представителя несовершеннолетнего к уголовной ответственности по статье 156 УК РФ – за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

В письме Минобрнауки указаны субъекты, которые могут инициировать рассмотрение на заседании комиссии по делам несовершеннолетних вопроса о признании ребёнка и (или) семьи находящимися в социально опасном положении, это: сама комиссия, органы или учреждения системы профилактики, другие государственные органы и органы местного самоуправления, один из родителей или иных законных представителей, сам несовершеннолетний, а также общественные объединения.

Кроме того, даны по виду предоставляемых на комиссию документов: обращения, представления органов и учреждений системы профилактики, постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, постановление органов внутренних дел, следственного органа СКР, прокуратуры, суда, приговора или постановления суда. К данным документам, как правило, прилагается акт жилищно-бытовых условий семьи, в которой воспитываются несовершеннолетние.

3 случай – при ограничении родительских прав

Процедура отобрания ребёнка, в случае если родители не лишены родительских прав, не обязательно должна закончиться разделением семьи «на веки вечные». Суд в своей практике всё чаще принимает решение об ограничении родителей в правах сроком на 6 месяцев.

Сама процедура и основания для действий государственных (муниципальных) органов прописаны в ст. 73 Семейного кодекса, в соответствии с которыми «ограничение родительских прав допускается в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребёнка (т.е. ребёнок находится в социально-опасном положении), но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав», либо «если оставление ребёнка с родителями (одним из них) опасно для ребёнка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие)».

При этом орган опеки и попечительства обязуется, если ограниченный в правах родитель не переменится к лучшему, предъявить иск о лишении его родительских прав. Если же становится очевидным, что его поведение не изменилось либо стало еще более опасным, иск может быть предъявлен и до конца этого срока. Справедливо и обратное: если родитель исправился, то процедура ограничения может быть окончена до завершения срока в 6 месяцев.

Рассмотрение судом дел об ограничении родительских прав производится по иску8:

  • близких родственников ребенка – одного из родителей ребенка, дедушки, бабушки, братьев, сестер9;
  • органов и организаций, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, включая органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • дошкольных образовательных учреждений, т.е. детских садов различного типа и центров развития ребенка – детских садов;
  • общеобразовательных учреждений, т.е. начальных, основных, средних общеобразовательных школ, лицеев и гимназий;
  • других учреждений (здравоохранения, социальной защиты и др.);
  • прокурора.

Кроме того, как и в случае лишения родительских прав, ребёнок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.

Следствием ограничения родителей в родительских правах становится помещение ребёнка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также потеря прав на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. В то же время родителю, чьи права ограничены, могут быть разрешены контакты с ребёнком, если это не оказывает на ребёнка вредного влияния10.

Принудительное исполнение вступивших в законную силу решений суда по спорам о воспитании детей, в том числе отобрание ребёнка при лишении родительских прав его законных представителей, производится судебным исполнителем, как правило, по месту жительства лица, обязанного исполнить решение, или по месту фактического нахождения ребенка. Данный порядок определён ст. 109.3. Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». При этом отобрание ребёнка и его передача осуществляются с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также лица, которому передается ребенок. При необходимости судебный пристав-исполнитель также привлекает к участию в исполнительном производстве представителя органов внутренних дел, детского психолога, врача, педагога, переводчика и иных специалистов, а также осуществляет взаимодействие с региональным уполномоченными по правам ребёнка11.

Тем не менее, никаких инструкций либо методических указаний по поводу самой процедуры принудительного исполнения таких решений на сегодня официально не принято, отсутствуют соответствующие правила о том, каким образом следует поступить в той или иной ситуации, затрудняющей исполнение решения суда. Хотя подобные рекомендации было бы целесообразным подготовить органам опеки и попечительства совместно со службой судебных приставов-исполнителей, не перекладывая на суды обязанность изложения их решений в форме детальной инструкции о том, какие следует совершать исполнительные действия судебным приставам-исполнителям и каким должно быть участие органа опеки и попечительства при исполнении решения суда.

При этом согласно ст.434 ГПК РФ судебные приставы «при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления» вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка его исполнения.

Процесс выявления детей, которые подпадают под признаки безнадзорных, находящихся в социально опасном положении, а значит, тех, чьи родители могут быть лишены или ограничены в правах, регламентирован в первую очередь ст.ст.121 и 122 Семейного кодекса, а также Федеральным законом № 120-ФЗ.

При этом, сообщать о безнадзорных детях в органы опеки и попечительства обязаны как должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций), так и иные граждане, располагающие сведениями о таких детях.

Орган опеки и попечительства в течение трёх рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребёнка и, при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников, обеспечить защиту прав и интересов ребёнка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребёнке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учёта в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей12.

Основания для признания несовершеннолетних безнадзорными, а также находящихся в социально-опасном положении, рассмотрены выше. При этом, как сказано в ст.121 Семейного кодекса, защита прав и интересов детей в случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Причем деятельность других органов, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

При этом согласно пункту 1 части 2 статьи 21 Федерального закона 120-ФЗ должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних имеют право в установленном порядке доставлять в подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних (далее – ПДН), совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных.

Порою это приводит к созданию опасных ситуаций для жизни ребёнка. Например, когда правоохранительные органы в рамках профилактических мероприятий выявляют семьи, где требуется оперативное вмешательство (родители находятся в невменяемом состоянии вследствие алкогольного или наркотического опьянения, а малолетние дети предоставлены сами себе, пример см. ниже) сотрудники полиции не имеют права изъять безнадзорных детей для их временного помещения в социальные органы. В соответствии с пунктом 76 Приказа МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» сотрудники ПДН имеют право доставлять в служебное помещение территориального органа МВД несовершеннолетних, признанных безнадзорными или беспризорными, либо нуждающимися в помощи государства только по следующим основаниям:

  1. оставшихся без попечения родителей или законных представителей (прим. авт. – например, смерть законных представителей и т.п.);
  2. заблудившихся и подкинутых;
  3. самовольно оставивших семью, ушедших из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений;
  4. не имеющих места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
  5. проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, и (или) находящиеся в социально опасном положении.

Причём, последний пункт вроде бы предоставляет такое право, но оно должно быть увязано с привлечением к данной процедуре специалистов органов опеки и попечительства, которые не всегда готовы или могут оперативно прибыть в семью, где жизни ребёнка грозит непосредственная опасность. Поэтому органам опеки и попечительства было бы целесообразным выработать с правоохранительным органами порядок совместных действий в таких ситуациях.

Следует отметить, что несовершеннолетние, перечисленные в пункте 76, могут задерживаться в территориальном подразделении МВД России на срок не более 3-х часов, то есть того времени, в течение которого должна быть определена их дальнейшая судьба – передача законным представителям или органам опеки13.

Время, которое даётся органам опеки и попечительства на устройство ребёнка после реализации процедуры отобрания, исчисляется одним месяцем. В течение данного срока они в первую очередь выясняют возможность устройства ребёнка в семью его родственников. В случае, если у ребёнка нет родственников, которым мог бы быть передан ребёнок, в соответствии со ст.155.1 Семейного кодекса ребёнок временно помещается в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью его дальнейшего устройства.

Следует учитывать, что с учётом приоритетности права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье14 устройство ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в учреждение должно рассматриваться в качестве временной меры, не исключающей продолжения поиска возможностей его семейного устройства. Так статья 123 Семейного кодекса гласит, что «дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приёмную семью, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов»15.

При устройстве ребёнка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия уполномоченных органов при принятии решения по устройству ребёнка, оставшегося без попечения родителей), основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот определены Правительством Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2014 г. N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

В Свердловской области количество изъятий ребёнка из семьи в связи различными формами социального неблагополучия постепенно снижается. При этом, основания по которым детей отбирают у родителей становятся "жёстче". Они в первую очередь связаны с жестоким обращением с детьми, которое выражается не только в применении физического или психологического насилия, но и в преступной небрежности по отношению к собственному ребёнку. Многие из этих случаев заканчивались возбуждением уголовных дел.

Анализируя данные по изъятию детей в Свердловской области (см. табл.), следует отметить, что сегодня органы системы профилактики стараются следовать в русле государственной политики по недопущению изъятия ребёнка из кровной семьи. Однако порою альтернативе процедуре отобрания детей может быть только их смерть.

Приведём несколько примеров из практики Уполномоченного по правам ребёнка.

В конце сентября 2015 года, в Михайловске пропала полуторагодовалая Саша З. В день пропажи девочки, её родители отмечали очередное "событие" - покупку приставки для телевизора. Обнаружили отсутствие дочки только вечером, когда старшая девочка вернулась домой и начала искать сестру. Много дней велись поисковые работы, но девочка так и не была найдена. Как выяснилось позже, такая ситуация была обычным явлением для этой семьи, и трагедия рано или поздно должна была произойти.

4 марта 2016 года в пожаре в квартире деревянного дома в Верхнем Тагиле погибли трое детей в возрасте 3, 5 и 8 лет вместе со своим отцом. Как оказалось, семья была неблагополучной, родители злоупотребляли спиртным и ненадлежаще исполняли обязанности по воспитанию детей. Полиция многократно инициировала вопрос о привлечении родителей к административной ответственности по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ за неисполнение родителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Дети неоднократно изымались из семьи и помещались в территориальный центр социальной помощи семье и детям. Несмотря на эти обстоятельства, вопрос о лишении родительских прав оказался в итоге не решен.

В этой ситуации уместно привести слова председателя СК России А.И. Бастрыкина, сказанные в связи с трагедией, которая произошла в Нижнем Новгороде летом 2015 года, когда глава многодетного семейства устроил кровавую расправу, убив свою беременную жену и шестерых малолетних детей, старшему из которых было всего семь лет. Бастрыкин заявил тогда, что «вовремя принятое решение об изъятии детей из обстановки, представляющей угрозу их жизни и здоровью, могло предотвратить их гибель».

Вопрос изъятия детей из семьи очень сложный и щепетильный, поэтому представляется достаточно своевременной инициатива Уполномоченного при Президенте России по правам ребёнка П.А. Астахова о рассмотрении гражданских дел по семейным вопросам малой коллегией присяжных. Сейчас решения по делам, связанным с опекой над детьми, их изъятием из семей и лишением родительских прав, принимаются единолично судьями — из-за чего оценка действий опекунов и жилищных условий семей не всегда проводится объективно, поэтому ситуацию могут изменить присяжные заседатели.

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

19661

19412

19046

18 747

18 451

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

4274

3970

3385

2678

2617

Количество детей, устроенных на семейные формы воспитания, всего

3211

3005

3163

3280

2687

гражданами РФ

276

234

249

273

215

иностранными гражданами

108

64

29

25

22

под опеку и попечительство

1512

1461

1220

1214

1168

в приемные семьи

1315

1246

1665

1768

1282

Численность детей, родители которых ли­шены родительских прав

1863

1642

1604

1569

1399

Численность родителей, ограниченных в родительских правах

259

333

281

240

324

Численность детей, у которых лишены родительских прав оба родителя или единственный родитель

1237

1128

996

918

828

Численность родителей, лишенных родительских прав

1650

1417

1367

1357

1238

 

Валерий Шанюк, советник
Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области

1Пункт 2 ст. 79 Семейного кодекса.
2Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителем органа опеки и попечительства.
3Согласно ст.70 Семейного кодекса.
4Ст. 56 Семейного кодекса.
5Постановление Пленума ВС N10
6Ст. 1 Федерального закона №120-ФЗ.
7В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 120-ФЗ под антиобщественными действиями признаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
8Ст. 70 Семейного кодекса.
9Тети и дяди в числе таких близких родственников в Семейном кодексе не указаны, следовательно, даже в случае, если они являются фактическими воспитателями ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не назначены опекунами (попечителями) ребенка, обратиться в суд с иском об ограничении родителей (одного из них) и тем более о лишении родительских прав они не могут. Однако они не лишены возможности обратиться к прокурору или в органы опеки и попечительства, территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, которым предоставлено такое право при наличии оснований для обращения в суд.
10Ст. 74 Семейного кодекса.
11Письмо ФССП России от 14.06.2012 N 12/01-14324-ТИ «О порядке организации работы при исполнении судебных решений об отобрании ребенка, об определении места жительства ребенка, об определении порядка общения с ребенком».
12Ст. 122 Семейного кодекса.
13Пункт 1 части 2 ст. 21 Федерального закона 120-ФЗ.
14Ст.ст. 54, 123 Семейного кодекса.
15Ст. 155.1 Семейного кодекса.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Конкурс городов

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com