Developed by JoomVision.com

Новое в рубриках

Перейти в раздел

Лекционный зал

Перейти в раздел

Перейти в раздел
Перейти в раздел
25.01.2017 версия для печати

Реплика: Эксперимент – оставим школьные парты в прошлом

Похоже, нашу российскую систему общего образования охватило новое повальное увлечение – "сингапурская система образования". Одна за другой школы в различных регионах страны стали её внедрять. Докатился этот образовательный эксперимент и до Свердловской области, о чём оптимистично и увлекательно рассказывается сначала в статье Интернет-портала E.1, а затем и в видеосюжете телеканала АТН «Сингапурская школа» – "школьные парты навсегда могут уйти в прошлое!".

Замечательно, что наши школьные педагоги стремятся повысить качество образования, а то, действительно, у некоторых экспериментаторов успехи пока не блестящие, например, в одной из екатеринбургских школ, апробирующих сингапурскую систему, ЕГЭ-2016 дали такие грустные результаты: математика профильная – 42,6 балла; физика – 30,5; биология – 38,8; история – 34,2.

Карточка со стрелками из Татарстана

К экспериментам в российском образовании в XXI веке мы уже давно привыкли, но в этой ситуации настораживает одно – необычайная стремительность, с которой в Екатеринбурге приступили к этому процессу. Съездила группа наших педагогов в каникулы на несколько дней в Казань, быстренько обучилась сингапурской системе, и уже с 3-й четверти текущего учебного года в ряде школ сдвинули парты, стали "переводить стрелки" и говорить "фай-фай". Самим забавно, и детям нравится!

Наверное, эта система весьма проста, раз ей можно обучиться так быстро, но возникает вопрос: почему, делая столь революционные изменения в учебном процессе, не поинтересовались мнением его третьего участника – родителей школьников? Ни в одной школе, подключившейся к эксперименту, не посоветовались с родителями! Говорят, что сделают это позже, чтобы и взрослые всё-таки поняли суть сингапурских новаций.

Цель этой реплики состоит не в том, чтобы как-то опорочить сингапурскую образовательную систему, вовсе нет. Действительно, в ней есть множество достоинств. Её приверженцы дружно утверждают, что эта система проверена – по ней работают три десятка лет, а с 1995 года сингапурские школьники неизменно становятся победителями всяческих международных соревнований и олимпиад, особенно по математике и естественным наукам.

Но простите, среди победителей международных школьных олимпиад есть дети из многих стран, в том числе и из России, обучающиеся по своим традиционным национальным системам. Вероятно, количество медалей, полученных страной на олимпиадах, всё-таки больше говорит о том, как в этом государстве работают с одарёнными детьми, а не о среднем уровне знаний их школьников.

И всё-таки, давайте разберемся в том, что это такое – сингапурское "образовательное чудо".

Первое впечатление: все эти "сдвигания парт, карточки, жесты и звуки" – это всего лишь внешние атрибуты сингапурских педагогических методик, а сама система имеет более глубокие корни.

К реформе общего и профессионального образования в Сингапуре приступили ещё в далеком 1979 году, начав со структурных преобразований, но потом поняли, что главная проблема заключается в подготовке учителей. Именно поэтому в 1991 году правительство Сингапура создало Национальный институт образования, который получил исключительное право на подготовку учителей. Далее, все кандидаты, претендовавшие на должность учителя, стали проходить длительную поэтапную проверку профессиональных качеств и способностей. Резко повысили оплату учительского труда – средняя годовая зарплата учителя в Сингапуре сейчас одна из самых высоких в мире – 45 тыс. американских долларов в год, но и работать педагоги стали много – по 10-12 часов в день, поскольку сингапурские школьники занимаются почти весь день, доходит до 10 часов.

Необходимо отметить, что с самого начала основным источником образовательной политики Сингапура стало его правительство. Другие участники этого процесса — учителя, родители или ученики — в государственных планах учитываются только в качестве объекта, который направляет и реализует указания, полученные сверху. Собственная инициатива допускается — и даже поощряется — но только в рамках, очерченных государственной политикой.

Получается, что в Сингапуре нет никакой вариативности образования, которую в России многие любят и отстаивают. И никакому сингапурскому школьному директору никогда не придёт в голову по собственной инициативе внедрить у себя в школе с 3-й четверти, например, "русскую образовательную систему".

А успех сингапурских школьников на международных олимпиадах заключается в следующем. Специалисты утверждают, что с самого начала система образования в Сингапуре была строго меритократической: значение придаётся только личным достижениям и способностям каждого школьника. Такая система рождает у них повышенный уровень стресса, но способствует тому, что наверх, действительно, пробиваются самые достойные, а государство в этом заинтересовано. Это характерно и для нашей образовательной системы, победителям олимпиад даются различные преференции, но за одним существенным отличием – участникам олимпиад нужны репетиторы, которые, как известно, у нас бесплатно не работают, а стало быть, родители вынуждены сами оплачивать дополнительные образовательные услуги.

Сторонники сингапурской системы восхищаются успехами их школьников в математике, поэтому давайте посмотрим примеры из их учебников, которые можно найти в Интернете.

Задания для 6-леток: «Придумайте как можно больше историй, которые можно описать уравнениями внизу».

Как видим, ничего особенного. Правда, у них есть задача, как и в одном из российских учебников, про детей в бассейне, но у сингапурского ребёнка, вероятно, учителя не будут спрашивать "сколько детей ещё не утонуло".

Другой пример: вычитание двузначных чисел. Что можно сказать? Да, наглядно. Но ведь и у нас есть учебники для начальной школы ничем не хуже иллюстрированные.

Что интересно, в классах сингапурских школ обычно обучается по 30-40 детей (напомним, у нас норматив – 25 учащихся). Можно ли в таком случае опросить за урок всех детей? Конечно, нет! Так может именно поэтому в сингапурской системе детей объединяют в группы? Волей-неволей, но каждый ребёнок задействован, даже если он постоянно переводит "стрелки" на более умного одноклассника.

А теперь зайдём-ка к этой проблеме немного с другой стороны и посмотрим, для кого готовят сингапурские школы трудовые кадры?

Поневоле возникает вопрос: если сингапурская образовательная система столь успешна и плодотворна, у них много юных талантов, то где мы можем увидеть прорывы и достижения сингапурской науки? Про СССР мы знаем: советская образовательная система, чётко выстроенная к середине 30-х годов, через четверть века "выстрелила" большим количеством открытий и успехов советских учёных, как в фундаментальных, так и в отраслевых науках. И плоды работы того поколения Россия пожинает до сих пор.

А что в Сингапуре? Конечно, специалисты многое могут рассказать про успехи в экономике этой страны: о развитии информационных технологий, о том, что Сингапур – третий по величине мировой центр по нефтепереработке и четвертый мировой производитель полупроводников, и т.д. И всё же, чтобы не быть голословными, приведём структуру экономики Сингапура в 2016 году. Как видно из диаграммы, 72% ВВП приносит сфера услуг, т.е. это государство живёт за счёт перераспределения товарных и финансовых потоков. В ближайшем будущем оно планирует масштабно развивать ещё и туристический бизнес.

Так может сингапурская образовательная система хорошо готовит именно те кадры, которые ей больше нужны, т.е. для сферы услуг, где в первую очередь у персонала ценятся общительность, оперативность и умение работать в команде. Всё это мы наблюдаем на показанных нам школьных уроках.

Безусловно, вышеперечисленные качества хороши и нужны в жизни практически любому человеку, но не вынесем ли мы этой системой за рамки необходимых персональных навыков самостоятельность и умение брать на себя ответственность в принятии решений?

Конечно, и у нас сейчас, в современной России, сфера услуг имеет большую долю в структуре экономики. По статистике в этой сфере работает до 65% занятого населения. Но это явление временного характера, мы обязательно вернём себе статус индустриально развитой державы, одного из мировых лидеров в науке и технологиях, а поэтому должны идти своим путём.

Безусловно, сингапурская образовательная система требует осмысления, а раз так, то с подобными экспериментами не стоит спешить! На кону – наше будущее!

Конечно, мы, как сказала в одном из своих интервью министр образования России Ольга Васильева – "народ пассионарный, мы мелко мыслить не умеем", а поэтому и эксперименты у нас – сразу без обкатки, в полном объёме и "не взирая ни на что"! Но всё же, если в Татарстане отдельные школы стали "пионерами" внедрения этой системы, то, наверное, стоит подождать несколько лет и посмотреть, насколько у них улучшатся основные итоговые показатели.

Давайте пока не будем торопиться сдвигать школьные парты – этого явно мало для успеха, а для начала попробуем по старым, но проверенным "лекалам" советской школы подтянуть такие важнейшие, но запущенные учебные дисциплины, как математика, физика, история и пр. И вот здесь-то и поможет нам сингапурский организационно-управленческий опыт, который может отразиться в решении трёх приоритетных задач:

  • первой – в обеспечении достойной оплаты труда педагогов;
  • второй – в повышении качества преподавания в педагогических вузах и в проверке профпригодности будущих учителей;
  • третьей – в устранении вариативности общего образования и в разработке новых государственных образовательных стандартов, отвечающих интересам экономики России, но с учётом соблюдения прав и наилучших интересов детей.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Конкурс городов

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com