Developed by JoomVision.com

Новое в рубриках

Перейти в раздел

Лекционный зал

Перейти в раздел

Перейти в раздел
Перейти в раздел
19.04.2017 версия для печати

История царских венцов в России

В нашей истории осталось неизвестным, какие головные уборы носили вожди русских племен до появления на Руси варяга Рюрика, а вот что носил сам Рюрик было известно, что подтверждается достаточно большим количеством его изображений – картин и гравюр, написанных спустя несколько столетий после его смерти.

Причём, схожесть этих образов, вероятно, говорит о том, что художники исходили из одних и тех же литературных источников и преданий.

Как правило, на ранних миниатюрах и гравюрах Новгородский и Киевский князь Рюрик изображен в сферообразном металлическом шлеме с перьями, в руках у него всегда клевец (специальное раннесредневековое оружие для пробития тяжёлых доспехов у рыцарей), а за спиной – необычный шит, имеющий форму усечённого овала или круга. Очевидно, что всё это являлось боевым доспехом князя Рюрика, но был ли у него парадный головной убор – княжеский венец, это мы вряд ли узнаем, т.к. в его эпоху придворных живописцев на Руси, вероятно, не было.

Существуют и другие рисунки, изображающие Рюрика, где на него надет высокий металлический заострённый шлем, а сам князь изображен с окладистой бородой, хотя на более ранних изображениях он всегда бритый, только с усами.

Но речь в этой статье всё-таки идёт не о боевых шлемах, а о монарших венцах, то вернёмся к последним, а судить о том, что носили на голове в официальные моменты ближайшие потомки Рюрика, можно только по рисункам, созданным в более позднее время.

Если верить этим рисункам, то впервые великокняжеский венец появился у крестителя Руси Владимира «Красно Солнышко», затем у его потомков, при чём – в разных вариациях.

Как видно, эти великокняжеские короны полностью соответствовали канонам европейских геральдических традиций. Но следует обратить внимание, что у Владимира «Красно Солнышко» на короне впервые появился христианский крест.

Далее интереснее – то ли фантазия у художников разыгралась, то ли в исторических источниках, действительно, описаны подобные короны великих князей, но они сильно различаются по своей конструкции.

Нет особой нужды останавливаться на венцах следующих великих князей Владимирских и Московских, поскольку в «Отечественном пантеоне» они за отдельными исключениями нарисованы достаточно однообразно. Более достоверными выглядят миниатюры из «Царского Титулярника», называемого еще «Корнем Российских Государей» — созданной в 1672 году рукописи, иллюстрированной портретами русских и иностранных монархов и гербами русских земель. Считается, что автор этих миниатюр пользовался не дошедшими до нашего времени изображениями русских государей.

Как видно из приведённых выше миниатюр, на русских царях одинаковые головные уборы. Можно было бы предположить, что это знаменитая "Шапка Мономаха", о которой речь пойдет ниже, но орнамент нарисованных в "Титулярнике" венцов существенно отличается от последней.

Слева портрет Великого князя Московского и всея Руси Ивана III Васильевича "Великого" взят из 2-го тома «Космографии», книги французского путешественника Теве (1502-1580).

По словам Теве, этот портрет сделан с карандашного рисунка, подаренного ему одним галатийским греком (Галатия – страна, которая когда-то существовала на Анатолийской возвышенности). Достоверность этого портрета вызывает большие сомнения, тем не менее, он широко репродуцируется.

На голове у Великого Московского князя немного странный головной убор, поскольку он похож и на шлем, и на меховую шапку, но это не царский венец, поскольку у последнего обязательно должен быть на макушке крест.

 

 

Данный портрет Великого князя Московского и всея Руси Василия III Ивановича был приложен к первому изданию «Записок» дипломата барона Сигизмунда Герберштейна (два раза посещавшего Россию – в 1517 и в 1526 гг.) и выполнен известным немецким мастером Гиршфогелем.

Очевидно, что на голове Великого князя не великокняжеский венец, а отороченная мехом шапка, которую он, вероятно, носил в быту. Забавно, Василий III изображен на фоне гор. Где немецкий мастер узрел в Подмосковье горы?

 

 

Великий князь Московский и всея Руси, а с 1547 года первый Царь Всея Руси Иван IV Васильевич "Грозный".

Этот портрет является раскрашенной гравюрой, изданной в 1563 году в Нюрнберге гравером Гансом Вейгелем.

Автор никогда не был в России, и чем руководствовался при создании этого портрета – неизвестно.

Данный головной убор похож на отороченную мехом шапку, на которую натянута корона. В странах Западной Европы подобное иногда практиковалось, т.к. в качестве королевских венцов использовалась корона, которую одевали либо непосредственно на непокрытую голову, либо на головной убор, но для Руси такое было не характерно.

 

 

Гравюра Франко, ученика знаменитого Агостино Каррачи, сделанная в самом конце XVI века, запечатлевшая Федора I, сына Ивана Грозного. История её создания неизвестна, однако она, по мнению историков, может считаться достоверной, так как царь похож на свои изображения, хотя на нём весьма странный головной убор.

Видимо, гравюру делали с какого-то портрета Федора Иоанновича, но одели на "гран-сеньора ди Московия" европейский колпак с брошью и пером, более привычный для взгляда европейского жителя (см. справа). Уж на что разнообразны и необычны венцы и головные уборы, нарисованные в «Отечественном пантеоне», но такого там нет.

А теперь перейдём к царским и императорским венцам, сохранившимся до наших дней.

«Шапка Мономаха»

Примерное время изготовления "Шапки Мономаха": конец XIII — начало XIV века (золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка). Находится в Оружейной палате.

Это самый знаменитый венец из всех царственных головных уборов русских царей. "Шапкой Мономаха" венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора III Алексеевича Романова. Что интересно: чётко установлен факт: никакого отношения ни к Византии, ни к XI веку она не имеет! Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 200 лет после смерти Владимира II Мономаха. Оказалось также, что никакой логической связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось, а московские князья, оставляя её своим наследникам, вели речь о "Золотой шапке". Доказано также, что первым её владельцем был Иван I "Калита". И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником – золотоордынским Узбек-ханом.

Позже по её подобию стали изготавливаются и другие шапки — царские венцы.

«Шапка Казанская»

"Шапка Казанская" представляет собой золотой филигранный венец, изготовленный приблизительно в 1553 году для Ивана IV Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству с целью упрочения титула "Казанского царя". Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет, однако существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства.

Венец «Большой наряд» - «Астраханская шапка»

Венец «Большой наряд» принадлежал царю Михаилу Фёдоровичу Романову. Изготовлена в 1627 году в мастерских Московского Кремля.

"Астраханской" же шапкой она названа потому, что к правлению первого царя из династии Романовых были окончательно покорены все племена, проживавшие на территории бывшего Астраханского ханства, этот процесс завершившееся водружением крестов по обеим берегам Волги и открытием свободного выхода к Каспийскому морю. Этот венец так же присутствует на гербе Астрахани.

Как известно, после смерти царя Алексея Михайловича "Тишайшего" на престол посадили его малолетних сыновей Ивана и Петра, для которых были подготовлены персональные венцы. Об этих шапках и пойдёт речь ниже.

«Шапка Мономаха второго наряда»

В силу особенностей политической ситуации того времени, Пётр был венчан на престол в 1682 году патриархом Иоакимом в 10-летнем возрасте, вместе со сводным братом Иваном V Алексеевичем – представителем другого могущественного боярского рода Милославских. Во время церемонии венчания одновременно на двух царей были возложены венцы. Так младший брат венчался особым венцом – "Шапкой Мономаха второго наряда" – копией наследственного венца русских государей "Шапки Мономаха", изготовленной в этом же году в мастерских Московского Кремля.

«Шапка Алтабасная (Сибирская)»

"Алтабасная (сибирская) шапка" была изготовлена в 1684 году в мастерских Московского Кремля. Принадлежала царю Ивану V Алексеевичу – старшему из двух братьев-соправителей.

"Алтабасная" – т.е. из золотой ткани. Для её украшения использовались украшения, снятые с "Алмазной шапки" Фёдора III Алексеевича. Изображение "Алтабасной шапки" венчает герб царства Сибирского в Большом государственном гербе Российской империи.

Шапка «Алмазная» Ивана V

Изготовлена в 1687 году в мастерских Московского Кремля. Принадлежала царю Ивану V Алексеевичу. На её изготовление, а также второй, принадлежавшей младшему брату Ивана – Петру, пошел драгоценный материал из некоторых украшений, что уже морально устарели для тех времен.

Шапка «Алмазная» Петра I

Это одна из двух корон, которые были изготовлены в 1687 году в мастерских Московского Кремля для Больших Нарядов братьев-соправителей. Она была пожизненной собственностью Петра I, однако уже с 1703 г. постоянно находилась в собрании Оружейной палаты. Сам царь в последний раз надевал ее в 1696 году, хотя она оставалась его частной драгоценностью до самой смерти.

Далее в статье идёт информация об императорских коронах. Одна из первых была корона, которой император Петр I короновал свою супругу – Екатерину I. Но от неё впоследствии остался один каркас, т.к. последующие поколения правителей Российской империи стали использовать бриллианты из этой короны для своих нужд.

Корона российской императрицы Анны Иоанновны

Корона российской императрицы Анны Иоанновны, дочери царя Ивана V — драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730-1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича "Тишайшего" и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов, и он является ценнейшим экспонатом Алмазного фонда.

Большая Императорская Корона России

Большая императорская корона Российской империи изготовлена для коронации в 1762 году известными ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой, и Жереми Позье (Иеремией: в России его величали Еремеем Петровичем), который занимался подбором камней. Работа осуществлялась по специальному заказу Екатерины II. Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие – корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма). Ювелирное чудо было создано всего за два месяца. Это была самая знаменитая корона Российской империи, до заката монархии олицетворявшая верховную власть в России. Ей короновались на царство все последующие после Екатерины II императоры России.

После Октябрьской революции полуразрушенное и разорённое коммунистическое государство советов рабочих и крестьян нуждалось в финансах. Советское правительство искало займы и обратилось к Майклу Коллинсу, министру финансов Ирландии. Королевские драгоценности использовались в качестве имущественного залога Советской республики при займе в 25 000 долларов.

Передача ценностей и денег осуществлялась в Нью-Йорке, между руководителем "советского бюро" – советским послом в Америке Ладвигом Мартенсом и ирландским послом в США Гарри Боландом. После возвращения в Ирландию Боланд хранил драгоценности в доме своей матери – Кэтлин Боланд О’донован , проживавшей в Дублине. Весь период ирландской войны за независимость драгоценности хранились у матери Боланда. Госпожа Боланд О’донован передала в 1938 году драгоценности России правительству Ирландской республики в лице Имона де Валера, которые хранились далее в сейфах правительственных зданий и о которых на время забыли.

Только в 1948 году, ценности были обнаружены и по решению нового правительства Ирландии, во главе с Джоном А. Костелло, принималось решение о продаже залоговых королевских драгоценностей России на публичном аукционе в Лондоне. Однако, после консультаций относительно правового статуса залоговых ценностей и переговоров с советским послом, решение о продаже было отменено. Ценности должны были быть возвращены в Советский Союз в обмен на сумму 25 000 долларов, первоначально выданную взаймы в 1920-м.

Корона Российской империи возвратилась в Москву в 1950 году.

Малая императорская корона Российской империи

Малая императорская корона Российской империи – одна из императорских регалий. Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровны, супруги Александра II в 1856 году.

Она также использовалась для коронации Марии Федоровны – супруги императора Александра III. В короне 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 бриллиантов огранки "роза", серебра 256,96 г, золота 2,26 г. Сейчас представлена d собрании Алмазного фонда России.

Статья подготовлена на основе материалов,
взятых из открытых источников

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Конкурс городов

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com