Developed by JoomVision.com

Новое в рубриках

Перейти в раздел

Лекционный зал

Перейти в раздел

Перейти в раздел
Перейти в раздел
Главная → Пресс-центр → Новости
05.09.2017 версия для печати

Воспитать без насилия

«Нет» насилию в отношении детей» - так назывался шестилетний проект, итоги которого подвели на днях в Аппарате Уполномоченного по правам ребенка Свердловской области. Проект инициировала и успешно провела некоммерческая организация «Семья детям». В проекте приняли участие 12 детских домов. По словам советника Уполномоченного по правам ребенка Свердловской области Валерия Шанюка, специалисты АНО «Семья детям» вместе с приглашенными ими экспертами поработали на славу, изрядно облегчив жизнь как сотрудников детдомов, так и детей и подростков, столкнувшихся с насилием.

Проблема жестокого отношения к детям, к сожалению, существует повсеместно: в кровных семьях, школах, детдомах. Число детей, живущих в последних, сократилось на сегодня до 2 тысяч человек. (Речь, разумеется, идет о Свердловской области, хотя дети подвергаются насилию во всем мире). Восемь с половиной тысяч ребят за последнее время переехали жить в приемные семьи, 7 тысяч находятся на родственной опеке. Эта тенденция серьезно поощряется правительством. Собственно, в апреле текущего года детские дома были переданы из Министерства общего и профессионального образования Свердловской области – Министерству социальной политики, став социально-реабилитационными центрами. А их сотрудники получили принципиально новую задачу. Если раньше попавший в учреждение ребенок, как правило, «зависал» там вплоть до своего совершеннолетия, теперь бывшие детдома должны стать неким перевалочным пунктом между сиротством и – обретением новой семьи. Фактически общество планирует жить под девизом: «Каждому ребенку – по семье».

И все же проект «Нет» насилию в отношении детей» оказался актуален. Те же сотрудники СРНЦ, приемные родители, неизбежно находящиеся в стрессе, нуждаются в психологической и методической поддержке (в том числе и для работы с детьми с нарушениями развития), в регулярной профилактике эмоционального выгорания. Вспомните, любой относительно благополучный клерк временами готов взорваться и послать всех и вся к такой-то бабушке. Что уж говорить о людях, живущих или работающих с трудными подростками, «подранками», которым нужны сверхдозы участия, терпения и любви.

Как говорят эксперты, у ребенка, с рождения живущего в сиротском учреждении, перенесшего насилие или травму привязанности, уровень гормона стресса кортизола – как при бомбежке. Между тем, он нейротоксичен и тормозит как физический рост, так и развитие нейронных связей, ответственных за волевую регуляцию поведения, познавательную активность. Такие дети объективно не могут, не научены реагировать на некоторые раздражители ни чем, кроме агрессии. Многие учителя, в свою очередь, просто не знают этого и других факторов, лежащих в основе асоциального поведения подростков. Тренинги и семинары, организованные для педагогов социально-реабилитационных центров «Семьей детям», в течение шести лет помогали устранить эту проблему. Команда проекта буквально вложила в него душу. Многое в него привнесли и такие признанные российские эксперты по семейному устройству, как знаменитая москвичка Людмила Петрановская. Целью было помочь педагогам грамотно распознавать так называемый «буллинг», т.е. травлю подростков в детском коллективе. Рассказать о методиках его предотвращения и техниках реабилитации маленьких жертв насилия. Обучить мягкому противостоянию. …Вспомните, в каждом классе непременно был такой несчастный, просто так, ради развлечения или самоутверждения травимый сверстниками. В случае, когда речь идет о подростках из специализированных детских учреждений, актуальность этих методик еще более высока.

Присутствовавшие на круглом столе педагоги благодарили и за знакомство с таким понятием как бесконфликтная дисциплина, за уроки по установлению контакта с детьми с инвалидностью и - телесной коррекции. По признанию педагогов, очень важно, насколько быстро сотрудники найдут общий язык с ребенком, завоюют его доверие. Только в таком случае можно надеяться на позитивный результат. Теперь, по словам психолога бывшего уралмашевского детского дома №3 Оксаны Медведевой, они действуют как заправские следователи: поднимают документы на ребенка, встречаются с родственниками, узнают, где, с кем и в каких условиях ребенок жил, столкнулся ли со смертью или алкоголизмом близких… Все это помогает понять маленького человека, найти к нему оптимальный подход.

– …«Вся полученная теория и практические занятия являются ценной информацией для дальнейшей работы в качестве воспитателя и для повседневной жизни в семье, в обществе» - Нина, воспитатель, Екатеринбургский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей.

– «Спасибо! Все полученные на семинарах знания легли в основу методических семинаров в нашем педагогическом коллективе. Они очень помогают нам и поддерживают в работе в период реформирования учреждения» - Наталья, заместитель директора по УВР, Синарский детский дом, г. Каменск-Уральский – вот только пара отзывов педагогов, поучаствовавших в семинарах и практических занятиях, организованных в рамках проекта.

5 детдомов Екатеринбурга приняли участие в разработке методических материалов по профилактике жестокого отношения к детям. Тридцать килограммов этих материалов специалисты АНО «Семья детям» увезли на Всероссийскую выставку в Москву, и там эти килограммы «ушли влёт». Среди них – методичка «О создании безопасной среды в учреждении государственного воспитания», памятка для детей «Я могу защитить себя», социальная видео-реклама «Глаголы-исключения», созданная по инициативе и с участием воспитанников Малоистокского детского дома – своеобразная «база» для проекта, первое учреждение такого рода, где были опробованы методики и проведены семинары. Блестящая социальная реклама «Закрытые глаза» увидела свет благодаря участию педагогов и учеников екатеринбургской школы №69. Самые маленькие получили в свое распоряжение компьютерную игру «Ёжка и его секреты». Она, кстати, выложена в свободном доступе в Интернете, так что познакомиться с ней может любой желающий.

За 6 лет проекта в общей сложности было проведено 266 мероприятий: лекции, семинары, тренинги, супервизии, мастер-классы, кино-лектории, фокус-группы, консультации. Страшное слово «супервизии» - не что иное, как «разбор полетов» с педагогами и родителями-усыновителями. По оценке Бритты Холмберг, представительницы шведского фонда «Детство», одного из спонсоров проекта, Большее число обращений детей к воспитателям за помощью и поддержкой в решении проблем говорят о том, что методики, используемые в проекте «Нет» насилию в отношении детей» - работают.

Проект реализовывался не только в Екатеринбурге, но и в Каменске-Уральском, Верхней Салде, Лесном, Нижнем Тагиле, Серове, Нижней Салде, Асбесте. Педагоги, участвовавшие в семинарах по выгоранию, очень просили продолжить эту замечательную практику. А партнеры проекта – Министерство социальной политики и Министерство общего и профессионального образования Свердловской области – заявили, что рассчитывают на поддержку «Семьи детям» в работе с семьями - по повышению родительских компетенций, воспитанию детей без физического наказания, без насилия. Уж очень это востребованное и полезное дело.

Автор: Юлия Гольденберг, специалист по связям с общественностью и СМИ
АНО "Семья детям"

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Конкурс городов

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com