Developed by JoomVision.com

Новое в рубриках

Перейти в раздел

Лекционный зал

Перейти в раздел

Перейти в раздел
Перейти в раздел
19.09.2017 версия для печати

Нужно ли получать профильное образование с 1-го класса?

В утреннем обзоре свежей прессы за 19 сентября моё внимание привлекла статья из "Областной газеты" под названием «Школы с уклоном: почему выгодно получать профильное образование с первого класса?». В интервью журналистам руководители респектабельных екатеринбургских гимназий, в которых углублённо изучают западноевропейские языки, рассказывают о преимуществах обучения детей в их учебных заведениях, объясняют преференции при получении иностранных языковых дипломов.

Оно, конечно, понятно – «каждый кулик своё болото хвалит», и было бы странным, если бы директора таких гимназий не рекламировали свои учреждения, но серьёзные вопросы всё же возникают.

Например: для кого мы готовим кадры? Для западноевропейских и заокеанских государств. Получит наш ребёнок иностранный диплом, поступит с его помощью в иностранный вуз, да и останется там, поднимая экономику или науку чужого государства. Мало того, постоянно обучаясь на чужом языке, совершенствуясь в нём, молодой человек со временем, вполне возможно, будет думать не на русском, а на чужом языке.

Сейчас в нашей прессе часто поднимается вопрос об "утечке мозгов за рубеж", но если в 90-е годы это происходило из-за нищеты наших учёных и конструкторов, то сейчас основой для принятия таких решений является промывка этих самых мозгов уже с 1-го класса.

Почему меня зацепила эта статья? Дело в том, что мои внуки уже пятый год ходят по выходным по очередно к одному репетитору, преподавателю английского языка. И ходят к нему не по причине того, чтобы отлично знать иностранный язык, а для того чтобы не состоять в рядах неуспевающих. Учатся дети в разных общеобразовательных организациях, но оба учреждения с углублённым изучением отдельных предметов.

Началась эта история с внучки, на поведение которой обратили внимание родители в первой четверти 2-го класса: девочка явно находилась в депрессивном состоянии. Из беседы с ней выяснилось, что она сильно переживала по тому поводу, что на уроке английского языка она ничего не понимает, а упреки учителя только усугубили эту ситуацию. Самое интересное – весь 1-й класс она посещала в школе уроки английского, которые проводились за деньги родителей, но, как выяснилось позже, дети кроме двух-трёх десятков слов, 3-4 песенок и стишков ничего не выучили, не знали ни алфавит, ни транскрипцию, т.е. ничего! А во втором классе пришла новая учительница, которая стала сразу требовать знания.

С внуком ситуация была попроще, но поскольку по другим предметам у него шло на отлично, то портить аттестат английским не хотелось, а поэтому его тоже отправили к репетитору.

Сейчас с языком у внуков пока всё в порядке, а внучка даже стала "палочкой-выручалочкой" для учителя на уроке. Но ведь это не дело – что профильное образование даётся ребёнку только с репетитором!

Вернёмся к статье, где один из руководителей утверждает, что за иностранным языковым дипломом «кроются большие, глубокие знания, которые никогда лишними не будут». Такое утверждение спровоцировало меня ознакомиться с итоговыми результатами этих гимназий за 2016/2017 учебный год, размещёнными на их сайтах, и лично убедится, что подразумевается под "большими, глубокими" знаниями – только знания иностранных языков или знания всех основных учебных дисциплин. И вот что выяснилось из публичных отчётов этих учреждений.

Сначала рассмотрим итоговые результаты 2016/2017 учебного года в гимназии № 39.

В 11-м классе этой гимназии обучалось 32 человека, из них 19 обучающихся (59%) выбрали французский язык для прохождения итоговой аттестации. По итогам ЕГЭ средний балл по французскому языку составил 75,52. Отлично – очень высокий средний балл! Но это всё, что удалось выявить из публичного отчета гимназии. Результаты сдачи всех других ЕГЭ скромно умалчиваются, и, видимо, не без причин.

Общее представление о достижениях гимназии можно получить только из скромной таблички под названием «Качество обученности».

Ну, что ж, выглядят эти результаты неплохо – процент качества знаний и доля отличников растёт. Но есть одно НО, о котором будет сказано позже.

Теперь об итоговых результатах 2016/2017 года гимназии №37.

Сразу надо положительно отметить, что руководство гимназии №37 не побоялось разместить в своём публичном отчёте результаты всех учебных дисциплин, в т.ч. ОГЭ и ЕГЭ. Мало того, оно отметило не только достижения своей гимназии, но и проблемы, в частности:

И действительно, результаты этой гимназии в базовом ЕГЭ по математике неплохие – 4,7, а вот в профильном экзамене весьма скромные – 55,2 балла. Также учащиеся не блистали в физике, химии и истории, но неплохо сдали немецкий язык – 74 балла.

Вот так и получается, что знания учащиеся профильных гимназий получают глубокие, но узкие!

На что ещё можно обратить внимание в деятельности таких гимназий – получить глубокие знания могут не все дети, когда-то поступившие в них в 1-й класс. Гистограмма, размещённая ниже, наглядно показывает, что окончить гимназию № 37 имеют шансы только половина первоклассников, а в гимназии № 39 – только каждый пятый!

Спрашивается, стоит ли всеми правдами и неправдами стремиться устроить своего ребёнка в гимназию № 39 (а в ней, как сказано в вышеупомянутой газетной статье, 40% первоклассников не проживает в микрорайоне), если его шансы её закончить через 11 лет составляют 1 к 5.

И вот здесь вспомним о том НО, которое упоминалось выше. По всей вероятности, те успехи гимназии, которые были указаны в табличке публичного отчёта, обусловлены тем, что данном учебном заведении идёт поэтапный отсев неуспевающих – после 4-го класса, после 8-го и 9-го. Только этим можно объяснить почти 75,8% "качества знаний" у старшеклассников.

Что касается школ с техническим или естественнонаучным уклоном, то их существование хоть оправдывают местные условия, т.е. потребности градообразующих предприятий. Наверное, и у них есть немало проблем, но они всё-таки ориентированы на подготовку кадров для отечественной промышленности.

В заключение хочу сказать, что эта статья не ставит целью как-то опорочить уважаемые языковые гимназии и их руководство, они стараются и работают, как умеют. Главная проблема – в сложившейся за последние десятилетия образовательной системе. Безусловно, профильные общеобразовательные организации должны существовать, но приём в них должен быть с 5-го класса и на конкурсной основе, независимо от места жительства ребёнка. И их не должно быть много, а не так как сейчас – более 40% общеобразовательных организаций Екатеринбурга осуществляют обучение с углублённым изучением отдельных предметов. Такая схема позволит всех пятиклассников довести до выпуска в 11 классе. Государство не должно позволять себе такую роскошь, когда школа за 11 лет отсеивает 50-75% учеников, выдавая "на гора" выпускников с глубокими, но узкими знаниями!

Игорь Паньков,
руководитель Аппарата Уполномоченного по правам ребёнка
в Свердловской области

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Конкурс городов

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com