13.11.2017 напечатать

Как можно снизить стрессогенность учебного процесса у школьников

Стрессогенность – это степень влияния
событий на переживания человека

Не так давно российскую общественность взбудоражило чрезвычайное происшествие, когда читинская третьеклассница получила перелом позвоночника на уроке физкультуры. Как рассказала позже пострадавшая: «Меня учитель физкультуры заставил делать кувырок. Я ему сразу сказала, что я не умею делать. Он потом сказал, что либо я 2 получаю, либо делаю. Я пошла делать. Я скрутилась, и потом он меня взял за ноги и толкнул. Потом я почувствовала хруст, мне стало трудно двигаться и дышать». Последствия этого происшествия усугубились ещё и тем фактом, что девочка затем высидела пять (!) уроков с сильной болью в спине, и удивительно, что учитель этого класса в течении нескольких часов не замечала крайне болезненное состояние ребёнка. Между тем, физрук впоследствии только ограничился репликой, что «это дело случая».

В этой статье мы не ставим целью сделать детальный анализ того происшествия или давать оценки поведению и действиям ребёнка и учителей, поскольку считаем, что причина такого ЧП имеет системный характер, а именно – стандартизация правил оценки результатов школьников для всех без исключения учебных дисциплин. Пятибалльная система вынуждает учителей стремиться к достижению максимально возможной среднестатистической оценке результатов своих учеников. К чему это приводит на занятиях физкультурой в школе? Не без оснований Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова упомянула в одном из своих выступлений о более двухстах детях, скончавшихся на уроках физкультуры в прошедшем учебном году. Конечно, главной причиной этих смертей являлись не выявленные у детей скрытые болезни, но толчком к ним, несомненно, являлось стремление школьников достичь на уроке более высокого спортивного результата, а соответственно, и оценки учителя.

Прежде чем полностью раскрыть нелепость существующей ситуации, предлагаем читателям осмыслить другое прошедшее событие. По итогам 2016/2017 учебного года в Свердловской области получили, пусть и не совсем официальные, но всё же "золотые" медали 1709 выпускников, т.е. каждый 10-й. Много? Это ещё ничего, почти пустяк: в некоторых регионах России выпускные золотые медали получили каждый 5-й или 6-й школьник!?

Что же получается: золотой медалист – это выпускник, который за все учебные дисциплины по итогам 11 лет должен получить "отлично", а значит, что у него должно быть "5" и по физической культуре, и по музыке, и по рисованию, и по труду (сейчас этот предмет называется "технология"). А вы, действительно, верите в то, что все наши отличники сильны и в перечисленных дисциплинах? Как говорится – «и чтец, и жнец, и на дуде игрец», т.е. эти дети на все руки мастера – "спортсмен-художник-музыкант", но ещё и в математике с физикой что-то соображает! Что-то плохо верится…

Очевидно, что часть этих детей старалась добросовестно соответствовать статусу отличника, а другую просто подтянули учителя завышением оценок – «не портить же аттестат одарённому ученику четвёркой или тройкой по физкультуре или музыке». Не будем за это осуждать учителей, действительно, ну, «наступил ребёнку медведь на ухо», или, рисует он, как литературный герой Остап Бендер, оконтуривая тень человека на плоскости, так что теперь – наказывать ученика за то, что «природа ему не дала».

Проблема здесь заключается в другом: многие из этих детей явно испытывали стресс, а ранее упомянутые, конечно, важные, но всё же второстепенные для общего образования дисциплины являлись для школьников при стандартизированной системе оценки результатов – стрессогенными факторами. Цель достижения высшей оценки, при реальной неспособности её достичь, эмоционально и психологически давит на состояние детей, вызывая у них неврозы. А если такой ребёнок и не испытывает стресс, заведомо зная, что ему и так поставят высшую оценку, то и в этом тоже нет ничего хорошего, поскольку он уже с юных лет начинает понимать, что существуют официальные правила, но существуют и неофициальные понятия, которые обходят стороной данные правила.

Разве не сильный стресс испытала малолетняя читинская третьеклассница, когда учитель ей категорично заявил, что «если она не сделает кувырок, то получит двойку за четверть»? Стресс-с-с!!! Да ещё какой!

В этой связи хотим высказать "крамольную" мысль: давайте заменим традиционные правила оценки знаний отдельных учебных дисциплин на вузовскую схему – "зачёт" или "незачёт". Если ребёнок добросовестно старается на уроке физкультуры, рисования, музыки или труда, то ставим ему "зачёт", а если отлынивает, прогуливает и проказничает, то "незачёт", пусть потом пересдаёт запущенную дисциплину в летние каникулы.

Разве российская образовательная система как-то пострадает, если в аттестате выпускника будет меньшее количество оценок по пятибалльной системе? Конечно, нет! Вон, студенты от зачётов не очень-то и страдают, хотя и даются они иной раз им не в пример труднее, чем положительная оценка за экзамен.

В период 100-летнего юбилея известных событий вполне уместно вспомнить знаменитую ленинскую фразу – «Лучше меньше, да лучше». Кстати, в аттестате зрелости золотого медалиста Владимира Ульянова, будущего гения (доброго или злого – это опять-таки отдельный вопрос), вышеупомянутые дисциплины не указывались, хотя воспитание дореволюционных гимназистов без них не обходилось – и музицировали, и рисовали, и даже гимнастикой занимались.

Зато при предложенной схеме наши школьные отличники и хорошисты без проблем получат честно заработанный зачёт, не испытывая совсем ненужного стресса из-за вероятности получения нежелательной оценки. Да и школьным педагогам будет легче: не нужно будет кривить душой, ставя пятерки отличникам, не способным ни разу подтянутся на перекладине или без фальши спеть простенькую песенку. А будущие спортсмены, музыканты, певцы и художники при намерении получить профессиональное образование по выбранной дисциплине без проблем сдадут профильные вступительные экзамены в учреждении профобразования.

Данная статья вовсе не призывает отказаться от физического и культурного развития наших детей, на это у нас в стране есть система дополнительного образования: если родители хотят, чтобы их ребёнок серьёзно занимался спортом, пусть записывают его в спортивную секцию, музыкой или живописью – в профильную школу, но обычные общеобразовательные школы, гимназии или лицеи должны быть ориентированы на ребёнка со средними способностями. Главное здесь – доступность для всех детей дополнительного образования, но об этом необходим отдельный разговор.

Мы не должны уподобляться американским муниципальным школам, где на первое место возведена физкультура, а всё остальное – по остаточному принципу.

Главное для нас – это жизнь и здоровье наших детей, а поэтому учебный процесс должен быть максимально взвешенным и минимально стрессогенным, ориентированным на возможности и наилучшие интересы нашего растущего поколения.

Эта статья призывает к дискуссии, а поэтому, уважаемые читатели – родители и педагоги, предлагаем вам высказать своё мнение по этому вопросу в комментариях.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Вернуться вверх
Вернуться На главную