Выступление Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области на II съезде психологов образования Свердловской области
Developed by JoomVision.com

Новое в рубриках

Перейти в раздел

Лекционный зал

Перейти в раздел

Перейти в раздел
Перейти в раздел
21.11.2017 версия для печати

Выступление Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области на II съезде психологов образования Свердловской области

21 ноября в Екатеринбургском Дворце молодежи прошёл II съезд психологов образования Свердловской области, организованным силами регионального отделения Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» по Свердловской области и городу Екатеринбургу при поддержке Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области Игорь Мороков на правах специально приглашённого гостя выступил на пленарном заседании съезда с докладом «Роль психолога образования в защите прав и интересов ребенка».

Предлагаем вашему вниманию стенограмму выступления.

Добрый день уважаемые коллеги!

Искренне благодарю вас за приглашение к профессиональному разговору о роли и месте психологической службы в современном российском образовании.

Мне предложено поразмышлять на тему оценки роли психолога образования в защите прав и интересов ребенка. Я попробую взглянуть на сложившуюся ситуацию глазами участников образовательного процесса, но через призму анализа тех обращений, которые поступают в адрес уполномоченного и результатов работы с ними.

Начну с того, что обращу ваше внимание на статистику по всему спектру обращений к Уполномоченному. На протяжении последних лет первенство держат вопросы и проблемы социального характера. Уверенную вторую позицию занимают как раз вопросы образования. С каждым годом разрыв между этими позициями уменьшается. В 2017 году они практически выровнялись.

Но по абсолютному же количеству выявленных нарушений прав ребенка, проблемы образования занимают первое место.

На следующем слайде представлена тематика этих обращений.

Согласно представленной диаграмме, участники образовательных отношений, в первую очередь это родители, предпочитают видеть образовательную организацию:

  • доступной, во всех отношениях,
  • бесконфликтной,
  • обеспечивающей максимальную безопасность во время пребывания в ней,
  • озабоченной организацией каникулярного времени,
  • и, при этом, не очень затратной.

И если первые проблемы носят в своем решении комплексный характер, зависящий не только и не столько от образовательной организации, я имею ввиду проблемы с зачислением в первые классы, распределение мест в детские сады (это зависит от наличия соответствующей нормативной базы различного уровня, финансово-экономических условий, особенностей территориального планирования и т.д.), то вторая и третья, и по значимости, и по количеству обращений, носит весьма персонифицированный характер и целиком зависит от социально педагогической ситуации складывающейся в конкретной образовательной организации, включающей в себя уровень педагогического мастерства преподавателей и той управленческой модели, которая функционирует в организации.

Ничего нового не открою, если назову известное всем педагогам, да и не только педагогам условие при котором результативность образовательного процесса будет максимальной – это создание ситуации успеха. Успеха вокруг учащегося, коллектива учащихся и, если хотите, вокруг детско взрослого коллектива сформированного в результате реализации того самого образовательного процесса. Я имею в виду всех, без исключения: и детей, и их родителей и, конечно, педагогов. Складывается эта ситуация из нескольких составляющих: социально бытовых, социально экономических, социально педагогических, социально психологических, социально коммуникативных и ряда других.

Увы, не всегда атмосфера радости и счастья сопровождает участников процесса образования. К сожалению, конфликты в образовательных организациях имеют тенденцию к росту и серьезно влияют на качество образования, становятся одним из основных рисков ослабляющих образование как систему.

Выше озвученный тезис позволяет сделать вывод, что из всех ранее перечисленных условий, социально психологическое сопровождение образовательного процесса становиться ключевым. Именно специалист этой сферы способен поставить «диагноз» проблемы, определить причины «болезни» и, главное, наметить основные этапы и условия ее «лечения», определить «лечащего врача» и его ассистентов при участии которых течение «болезни» будет менее болезненным и, в конечном счете, приведет к выздоровлению. Да простят меня коллеги за употребление медицинской терминологии.

В этом смысле роль психолога образования встает на один уровень по значимости с учителями предметниками и управленцами, а в некоторых ситуациях является ведущей.

В последние годы служба психологического сопровождения переживает свое второе рождение после провальных 2012 – 2014–х годов.

И нас всех радует тенденция к росту обеспеченности образовательных организаций специалистами этой сферы, включающей в себя и целые службы и отдельных специалистов.

Радует разнообразие форм, методик, технологий и техник, используемых специалистами, в том числе и с участием самих детей, их родителей. Активно развиваются службы медиации, школьные службы примирения.

Но количество не всегда качество.

Здесь представлено соотношение количества служб и специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение и уровень проблемности образовательных организаций, выраженный в количестве обращений к уполномоченному. Соотношение на лицо. Действенного влияния на ситуацию пока не ощущается. Скажу сразу: к нам обращаются тогда, когда уже совсем «припёрло», когда проблема в рамках образовательной организации уже не решается.

Попробую взять на себя смелость обозначить основные причины низкой эффективности деятельности института психологов образования. Их, на мой взгляд, три.

Первое.

- Сложившуюся ситуацию можно объяснить, как мы уже говорили, второй молодостью этого института, низким уровнем доверия к нему, недостаточным количеством специалистов и т.д.

- И вроде бы разработан профессиональный стандарт, в котором все действия прописаны, обозначены и объект и субъект приложения сил, определен набор компетенций, которыми должен обладать специалист. Но нет опыта, практических знаний по применению разработанных установок, отсутствует внешняя профессиональная оценка предпринимаемых действий по разрешению конфликтных ситуаций (супервизия), основным предметом внимания педагога-психолога является ребенок, а не его окружение, в том числе и педагогическое. Не обеспечивается независимость в принятии решения при работе со случаем. (Вопрос про директора).

И что со всем этим делать? Учиться, учиться и еще раз учится. В этом смысле роль регионального отделения Федерации психологов образования очень сложно переоценить. Именно вы сами должны определить, выработать механизмы формирования профессионального сообщества способного влиять на ситуацию и активно продвигать свои наработки. Предлагать новые модели служб сопровождения.

Второе.

Отсутствует управленческая модель, позволяющая обеспечить трансформацию психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, начиная от обнаружения первых признаков проблемы до ее разрешения в управленческие решения.

На наш взгляд недостаточная эффективность этой работы заключается в отсутствии подкрепления выводов сделанных в процессе применения медиационных технологий, других технологий и психотехник управленческими решениями, направленными на устранение причин и условий, порождающих конфликт.

В работе по разрешению конфликтов, а главное не допущению их развития, необходимо перестроить отношение педагогического коллектива к появлению его первичных признаков с реакции «корпоративной защиты» на восприятие проблемы, основываясь на тезисе «Жалоба как подарок». Появление неудовлетворенности, тревожности процессами, происходящими в школе является сигналом о том, что что-то пошло не так. И не надо ничего исследовать, искать. Твою проблему тебе преподнесли на блюдечке с голубой каемочкой. Твоя задача разобраться в ее природе и устранить причины ее возникновения.

Третье.

И опять ничего нового. Статья 45 закона «Об образовании». Комиссии по разрешению споров участников образовательного процесса. Я думаю вам необходимо внимательно изучить этот ресурс разрешения конфликтных ситуаций. Изучить именно с точки зрения психолого педагогического сопровождения этой важной составляющей системы образования.

При творческом, ребенкоориентированном подходе к организации работы этой комиссии, у образовательной организации появляется весомый инструмент в решении большого спектра вопросов, связанных с созданием той самой атмосферы успеха в школе, детском саду, учреждении дополнительного образования и, что очень важно, в семье тоже. Кстати, весьма демократический инструмент, учитывая то, что руководитель организации не имеет права быть членом этой комиссии.

Каким будет наше Российское образование в ближайшем будущем, во многом зависит от вас. Только вам под силу сформировать ту самую ситуацию успеха, которая позволит в полной мере реализовать права ребенка на достойное, радостное и благополучное детство.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com