Developed by JoomVision.com

Новое в рубриках

Перейти в раздел

Лекционный зал

Перейти в раздел

Перейти в раздел
Перейти в раздел
05.04.2018 версия для печати

В каких семьях вырастают читающие дети

В сражениях за детское внимание книги редко побеждают игрушки, планшеты и мультфильмы, однако воспитать в семье читателя все же можно. В Международный день детской книги своими профессиональными секретами с нами поделилась главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ Наталья Малахова.

1. Для первого чтения выбирайте книги с сюжетом

Первые книги ребёнок получает примерно в полгода. И довольно быстро понимает, что с ними делать: их надо листать. Малыш воспринимает книги как очередную игрушку, и если родители дальше не вмешиваются, то он будет листать их и в четыре, и в пять, и в шесть лет.

Родителям нужно научить ребёнка «доставать» историю из книги, вместе с ним сделать важное открытие: внутри есть персонаж, с которым что-то случается, за него можно переживать, ведь малышовое, дошкольное чтение – это первый опыт сопереживания, который проходят дети.

В магазинах сейчас много книжек-игрушек для малышей. Психологи их не очень любят, потому что чтение – это чтение, а игра – это игра. В первую очередь это касается книг с кучей звучащих кнопок. Это именно игрушка.

Полезная для ребёнка книга, на мой взгляд, должна быть с сюжетом, пусть несложным, понятным малышу. Тогда, слушая чтение и рассматривая иллюстрации, он учится связывать одно состояние героя, одно событие его жизни с другими, то есть выстраивает временные и причинно-следственные связи. Такие книги помогают детям развиваться эмоционально и интеллектуально.

2. Читайте с удовольствием

Книги могут быть не интересны ребёнку по нескольким причинам. Первая: если малышу в год дали кнопочное устройство, он, конечно, будет выбирать то, что проще и веселее, и вряд ли потом будет с удовольствием слушать чтение и читать сам. Я не имею в виду электронные книги, читать можно с любого носителя, но ребёнку для начала надо осознать, что такое вообще чтение.

Вторая причина: родители не читают сами. Сейчас очень распространено такое «чтение по нужде». Родители знают, что ребёнку надо читать, с ним надо заниматься. Но при этом сами не читают и не получают от этого удовольствия.

Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения, нельзя заставить любить книги. Можно только поделиться своим удовольствием от чтения, своим интересом. И если у родителей его нет, то как они могут передать его ребёнку?

3. Не гонитесь за сложными книгами

Примерно до 5 лет ребёнок понимает и говорит о том, что происходит здесь и сейчас. Такая ситуативная речь опирается на собственный опыт и только лет с 6 дети могут оценить создаваемые писателями миры, в более раннем возрасте у них произойдет путаница в голове.

Книги про устройство космической станции или подводных аппаратов, которые так любят сами родители, не принесут малышам большой пользы. Зато бездумное чтение нанесёт вред в дальнейшем – ребёнок привыкнет не понимать прочитанное.

Наши дети и так сильно перегружены информационно. То, что раньше читали в шесть лет, сегодня дают в четыре года. С произведениями, рекомендованными для начальной школы, знакомят дошкольников. В этом нет ничего хорошего. Такой подход вызывает желание закрыться от информации, способствует интеллектуальной пассивности.

4. Не хвалите за прочитанные страницы

Когда ребёнок начинает читать сам, хвалите его не за количество страниц, а за внимательное чтение. Спрашивайте, о чём он прочитал, что ему понравилось, а что – нет.

Я знаю одну школу в Болгарии, где дети с первого класса на перемене сидят с книжками. Как это получилось? Кто-то один принес книгу и сел её читать на перемене. Учительница похвалила ребёнка при всех и попросила рассказать о прочитанном. К концу года практически все дети носили с собой книжки на перемену. Они с удовольствием читали и делились тем, что узнали.

5. Ищите подход и учитывайте возраст

У подростков нежелание читать – почти необратимый процесс. Нужен либо выдающийся учитель, либо модная книга, которую «круто» прочитать. С маленьким ребёнком все иначе: тут важно, как именно вы читаете.

Бывает, чтение происходит по нужде: сейчас я прочитаю страницу, а ты сиди смирно и смотри на меня. Никакого интереса к книге из этого не возникнет.

Есть разные приёмы, которые помогут сделать чтение более привлекательным для дошкольников. Ребёнок может сидеть рисовать или лепить из пластилина и слушать, как вы читаете ему. Можно в эту книжку потом играть, рисовать персонажей, проигрывать сюжет с помощью кукол, – всё это пробуждает интерес и облегчает понимание прочитанного.

6. Не заменяйте печатные страницы аудиокнигами

В аудиокнигах нет вреда, но представьте: ребёнок идёт в бассейн, жует шоколадку – и одновременно слушает аудиокнигу. Стоит ли ждать от него погружения в текст, осмысления, переживания? Все же качественное чтение требует тишины, спокойствия, сосредоточенности, чтобы не только поверхностно ухватить сюжет, но понять, продумать, пережить прочитанное, чтобы опыт автора стал и твоим.

7. Не воюйте с комиксами

Мое поколение выросло на «Приключениях Мурзилки» и «Приключениях Самоделкина и Карандаша». Это были странички, где на картинку отводилось по 2-3 слова. На них училось читать целое поколение детей, ничего плохого в них нет. Сейчас таких книжек тоже очень много. И если эта картинка не пролистывается, а именно рассматривается, к ней читают подписи, тогда это прекрасно.

8. Не превращайте чтение в обязаловку

Насилие вызывает только отторжение. Хороший пример – читательский дневник. Если это не что-то непосильное, скажем, нужно прочесть тонкую книжку в неделю, то читательский дневник приучает к упорядочиванию чтения. А уж если за него еще и учитель похвалит!

Но часто ведение читательского дневника превращается в муку, когда ребёнка заставляют заполнять ненавистную ему тетрадку. Бедные родители на бегу пересказывают сюжеты недочитанных детьми книг, чтобы те не нахватали двоек. Какое уж тут удовольствие от чтения?

9. В библиотеку нужно и можно приводить малышей

Если в библиотеке есть залы с книжками-игрушками, туда можно приводить детей с полутора-двух лет. Пусть сами выбирают себе книги. Конечно, если ребёнок испытывает затруднения или обращается за помощью, ему обязательно надо подсказать, направить.

К примеру, в нашей библиотеке проводятся занятия для детей от двух с половиной лет. Главное – чтобы это было не утомительно для ребёнка. А минут 40 интересного занятия малышу вряд ли будет сложно осилить.

Автор: Екатерина Набережнова
Источник

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com