06.02.2019 версия для печати

Людмила Петрановская: «8-12 лет – лучший период в жизни детей и родителей»

Затишье, которое наступает в воспитании детей в это время, дается ребёнку и родителям для того, чтобы набраться сил перед подростковым периодом, уверена психолог Людмила Петрановская. Читайте, что важно успеть в этом возрасте и каких ошибок следует избегать.

Ребёнку уже не интересно играть с родителями

Я называю возраст 8-12 лет возрастом Тома Сойера: он достаточно позитивный и благополучный. Это время дается детям и родителям, чтобы набраться сил перед подростковым периодом.

В это время дети интересуются устройством окружающего мира. Если для дошкольника игра была основным занятием в жизни, то теперь это скорее досуг, приятное времяпрепровождение.

Кроме того, дети продолжают «отделяться» от семьи. Им уже не интересно играть с мамой или папой.

По большому счету, всё что ребёнку сейчас нужно от родителей, – это дом, в который можно вечером прийти, поужинать и лечь спать.

Мама и папа должны стать надежным тылом

Хорошо, если ребёнок может поделиться своими чувствами с родителями. В этот период мамам и папам важно научиться быть надежным тылом для своих детей. Они должны стать теми, от кого можно получить эмоциональную поддержку.

Чаще всего такая поддержка не требует еще и активных действий взрослых. Например, ребёнок огорчился, что его не пригласили на праздник, и мама обзвонила всех с претензией, почему это произошло. Такое грубое вмешательство обычно всё только ухудшает.

Переход в подростковый возраст всегда индивидуален

Сколько времени займет переход от детства к подростковому возрасту, зависит от очень многих факторов: культуры, религиозно-этнических обстоятельств и, конечно, от конкретного ребёнка, его психотипа, гормонального статуса.

Если вы понимаете, что происходит с ребёнком, с ним об этом надо поговорить и всё объяснить.

У него могут быть какие-то скачки настроения, недовольство своим телом или, наоборот, непонимание того, почему у других уже всё меняется, а у него пока нет. Важно объяснить ребёнку на этом этапе, что взросление – естественный процесс.

Главная тема для этого возраста – справедливость

Дети предподросткового возраста очень часто производят впечатление очень шумных, потому что они очень эмоциональные. Ещё в этом возрасте для них очень важна тема справедливости. Они осваивают правила, нормы, законы.

Когда что-то им кажется несправедливым (по отношению к ним или к другому), то они испытывают такой приступ возмущения, который с трудом могут сдержать. Они трепетно относятся к правилам и к тому, чтобы они были одинаковы для всех.

Теперь они более критично относятся  к родителям и учителям, замечают их ошибки, могут на них указывать довольно бестактно, потому что они ещё дети, у них еще нет чувства такта. Если взрослый ещё недостаточно «взрослый» и мудрый, то есть не может к этому отнестись с пониманием, он обижается на ребёнка на полном серьёзе, а из-за этого могут возникать конфликты.

Не все дети рискуют попасть в «плохую компанию»

Историю про плохую компанию, в которую якобы рискуют попасть подростки, сильно преувеличивают. Плохая компания – это когда ребёнок начинает «принадлежать» какой-то группе, которая социально не одобряется.

Но чаще происходит другая история. Ребёнку может казаться, что дома его не понимают и не поддерживают, то есть у него нет ощущения крепкого тыла. И тогда он идёт искать помощь, поддержку и утешение в группе таких же детей, как он, у которых дома тоже не всё благополучно. Они понимают его и предлагают свои решения проблем.

Ребёнку необходимо учиться общению со сверстниками

Есть дети, которым в силу их характера труднее вступать в социальные связи. Часто они очень чувствительны, и то количество информации, которое поступает при общении с другими людьми, для них слишком велико. И они начинают закрываться.

Пока другие дети учатся ссориться, мириться, общаться, дружить, конкурировать и так далее, такой ребёнок будет беречь себя и сидеть в сторонке. Чем больше он сидит в сторонке, тем меньше учится общаться, тем больше с каждым годом отличается от сверстников и уходит в изоляцию.

Что могут сделать родители? Например, дать ребёнку общение в более приемлемой для него форме. Ему может быть сложно в классе на 30 человек, но комфортно в секции на семь-десять человек. Там он может учиться дружить и общаться.

Волноваться стоит не из-за интереса ко «взрослым» темам

В самих обсуждениях нет ничего плохого. Тот факт, что дети обсуждают что-то, до того как попробовать, – уже хороший знак. Лучше сначала поговорить о чём-то, чем сразу переходить к действиям, которые могут иметь серьёзные последствия.

Настоящая проблема в том, что часто в интернете или от сверстников ребёнок может узнать информацию, которая не соответствует действительности.

Это дезориентирует, дети думают, что «все знают и понимают», хотя имеют в виду совершенно не то. Хорошо, если ребёнок может задать свои вопросы взрослому.

Материал подготовлен на основе вебинаров «О детях по-взрослому» благотворительного фонда Амвэй «В ответе за будущее».
Источник

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com