Developed by JoomVision.com

Новое в рубриках

Перейти в раздел

Лекционный зал

Перейти в раздел

Перейти в раздел
Перейти в раздел
Подари ребенку сказку

В наступившем третьем тысячелетии, в эпоху постмодернизма и технократии, резко возросла неопределённость человеческой жизни, иррационализм, отрицание норм и традиций. Как это ни странно, но главной ценностью этого времени становится отсутствие каких-либо ценностей. Однако человек при этом чувствует себя потерянным, он постоянно ищет опору во времени, пытается ощутить себя частью истории. Задумываясь о будущем, он всё чаще обращается к своему прошлому. В связи с этим всё более возрастает актуальность исследования традиционных форм повседневной народной культуры.

Сегодня воспитание подрастающего поколения основывается, в основном, на программах образовательных учреждений, а не на нравственных устоях семьи и традиций народа. Опыт и знания, приобретаемые сотнями и тысячами людей в труде и общественной жизни, закреплялись в словесных правилах, которые передавались устно от человека к человеку посредством сказок, в которых заключалась нехитрая житейская мудрость. Поэтому сказка выступала инструментом социализации. Слушая сказку, ребёнок постигал окружающий мир, взаимоотношения людей, учился преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра и справедливости.

На фактах и примерах, языком художественных образов сказка учит жизни, определенно, без всяких оговорок, показывает и хорошее, и плохое. Это свойство делает народную сказку ценным орудием воспитания, которые требуют предельной конкретности и ясности.

Поучение есть и в других жанрах детской литературы, но преподнести мораль так, чтобы она влияла на ребёнка, а не звучала навязчиво, нарочито, удаётся только в сказках. Моральные качества, которые нужно стремиться воспитать в детях: правдивость, смелость, честность, умение преодолевать трудности – присущи героям сказок. В русской народной сказке, также как и в сказках других народов России, в основе её морали, заложено здоровое начало и с этой позиции поведение её героев приобретает правильную целеустремленность. Истина, заключающаяся во многих народных сказках, волнует и трогает слушателя, потому что сказка преподносит, обличённую в художественную форму, жизненную правду. В этом её большая убедительность.

Сказка влияет на развитие эмоциональных качеств ребёнка, а те, в свою очередь, на формирование правильных нравственных качеств ребёнка. Данные современной психологии говорят о том, что впечатления детства долго сохраняются и, часто на всю жизнь, определяют поведение и настроенность человека.

В реалиях современного времени народная сказка – основной источник передачи жизненного опыта от взрослого к ребёнку, категорий доброты и взаимопомощи, остаётся невостребованной. Культурно-преемственная связь между поколениями утрачивается и вследствие этого дети, предоставленные самим себе, растут на зарубежных видеопрограммах. Культурно-историческая память постепенно уходит в забвение, поэтому внимание общества должно быть сосредоточено на приобщении подрастающего поколения к русскому фольклору на основе традиций и новаций.

В последнее время зарождается новое направление в психологической практике – сказкотерапия, позволяющее работать с детьми и взрослыми через сказку. Сказка обращает людей к истокам, через которые они переосмысливают свои поступки и находят верное решение.

Сказка – это не только решение неизведанных проблем для детей и огромный потенциал для их нравственного роста, но также и бытовая энциклопедия для взрослых, где они могут найти ответы на очень сложные вопросы, которые порой ставит нам жизнь. Ведь не зря классик сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк ….».

К сожалению, в современной педагогической системе на реализацию принципа народности отводится мало времени и профессиональных усилий. Этому способствуют и неэффективные попытки педагогов решить выделенную проблему. Это не означает отсутствие желания у педагогов. Решение проблемы сдерживается отсутствием единой концепции её решения в педагогической теории и неразработанностью методики реализации принципа народности.

Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоничном единстве.

Посредством народного эпоса в подрастающем поколении можно воспитать:

  • Гражданина, любящего своё Отечество, способного постоять за него, знающего свои корни и связанного с ними. Главным является не восстановление идеализированного прошлого, а развитие творческих возможностей.
  • Уважительное отношение к людям другой национальности. Русская школа ни в кой мере не ущемляет права других национальностей.
  • Возрождение и воссоздание духовности, предоставление возможности подрастающему поколению глубже почувствовать наши национальные достоинства, сформировать милосердие, доблесть, совестливость.
  • Самостоятельно мыслящую личность, способную решать сложные задачи и брать на себя ответственность.

Именно поэтому для гармоничного развития и роста личности подрастающего поколения, расширения творческого потенциала возникает актуальность возрождения данного направления воспитательной работы, как эффективного средства передачи положительного опыта прошлого поколения посредством сказок. Именно поэтому взрослые, которым не безразлично будущее своего ребёнка, должны рассказывать или читать ему сказки, пока он маленький, а позже именно на сказках прививать ему любовь и тягу к чтению книг!

Игорь Мороков
Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области
о проекте «Подари ребёнку сказку»



Что такое квест? Это приключенческая игра, участники которой перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. То есть квест – это игровой маршрут, каждый из пунктов которого таит в себе загадку или препятствие, которые маленьким игрокам необходимо решить или преодолеть. А те, кто доберется до финиша – смогут узнать главную тайну и получить за это супер-приз!



Познавать внешний мир ребенок начинает еще до рождения: сначала он прислушивается к ритму сердца матери, затем различает звуки, голоса, музыкальные стили, у него появляются свои предпочтения. Прививать любовь к музыке никогда не бывает рано.



Совсем скоро за окном наступит Новый год – праздник, наполненный чудесами, волшебством, детским смехом и радостью, счастьем, запахом хвои и апельсинов. И уже сейчас дети могут написать письма Деду Морозу о своих сокровенных желаниях! Конечно лучше если ваш ребёнок самостоятельно напишет письмо, пусть даже по буквам и с вашей помощью, но это будет его письмо Дедушке Морозу. Проговорите с ребёнком содержание письма: что нужно написать сначала, как написать свое желание, что написать о себе, как поздравить Деда Мороза с наступающим Новым Годом. Совместно с ребёнком можно придумать сюрприз для дедушки и Снегурочки – открытку, поделку или еще что-то, что может поместиться в конверт. Затем сокровенное письмо можно красиво оформить, и вместе с ребёнком опустить в почтовый ящик.



Мастерим вместе с детьми

Играть с малышом в «цветные» игры можно с рождения, и мы именно это и делаем, показывая крохе разноцветные игрушки и называя их цвет. Но после 6 месяцев, когда цветовое зрения крохи уже полностью сформировано, эти игры приобретают еще большее значение. Собирая с малышом пирамидку, проговаривайте названия цветов: «Давай мы наденем на стержень красное колечко. А это колечко – синее. Давай наденем и его». Играя кубиками, выстраивайте для крохи две башенки, например, красную и желтую, приговаривая при этом: «Смотри, вот красный кубик. Где у нас красная башенка? Здесь. Сюда мы и положим этот красный кубик. А вот желтая башенка. Какой кубик нам нужен? Желтый! Вот желтый кубик! Посмотри, какие башенки у нас с тобой получились: желтая и красная». Подобным образом можно выкладывать одноцветные дорожки из кубиков («Зайка любит скакать по синей дорожке, а собачка – по белой»), строить гаражи для машин и домики для кукол. Пусть вас не расстраивает, если сверху красной башенки малыш упорно ставит желтый кубик. Наберитесь чуть-чуть терпения, и понимание обязательно придет.



Мастерим вместе с детьми

Недавно у нас появилась чудесная книжка — "Секреты пластилина" Рони Орена. С ее помощью мы вместе с сынишкой слепили замечательного пластилинового мишку, и это оказалось не так уж и сложно. Не верите? Судите сами.

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Конкурс городов

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com