В наступившем третьем тысячелетии, в эпоху постмодернизма и технократии, резко возросла неопределённость человеческой жизни, иррационализм, отрицание норм и традиций. Как это ни странно, но главной ценностью этого времени становится отсутствие каких-либо ценностей. Однако человек при этом чувствует себя потерянным, он постоянно ищет опору во времени, пытается ощутить себя частью истории. Задумываясь о будущем, он всё чаще обращается к своему прошлому. В связи с этим всё более возрастает актуальность исследования традиционных форм повседневной народной культуры.
Сегодня воспитание подрастающего поколения основывается, в основном, на программах образовательных учреждений, а не на нравственных устоях семьи и традиций народа. Опыт и знания, приобретаемые сотнями и тысячами людей в труде и общественной жизни, закреплялись в словесных правилах, которые передавались устно от человека к человеку посредством сказок, в которых заключалась нехитрая житейская мудрость. Поэтому сказка выступала инструментом социализации. Слушая сказку, ребёнок постигал окружающий мир, взаимоотношения людей, учился преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра и справедливости.
На фактах и примерах, языком художественных образов сказка учит жизни, определенно, без всяких оговорок, показывает и хорошее, и плохое. Это свойство делает народную сказку ценным орудием воспитания, которые требуют предельной конкретности и ясности.
Поучение есть и в других жанрах детской литературы, но преподнести мораль так, чтобы она влияла на ребёнка, а не звучала навязчиво, нарочито, удаётся только в сказках. Моральные качества, которые нужно стремиться воспитать в детях: правдивость, смелость, честность, умение преодолевать трудности – присущи героям сказок. В русской народной сказке, также как и в сказках других народов России, в основе её морали, заложено здоровое начало и с этой позиции поведение её героев приобретает правильную целеустремленность. Истина, заключающаяся во многих народных сказках, волнует и трогает слушателя, потому что сказка преподносит, обличённую в художественную форму, жизненную правду. В этом её большая убедительность.
Сказка влияет на развитие эмоциональных качеств ребёнка, а те, в свою очередь, на формирование правильных нравственных качеств ребёнка. Данные современной психологии говорят о том, что впечатления детства долго сохраняются и, часто на всю жизнь, определяют поведение и настроенность человека.
В реалиях современного времени народная сказка – основной источник передачи жизненного опыта от взрослого к ребёнку, категорий доброты и взаимопомощи, остаётся невостребованной. Культурно-преемственная связь между поколениями утрачивается и вследствие этого дети, предоставленные самим себе, растут на зарубежных видеопрограммах. Культурно-историческая память постепенно уходит в забвение, поэтому внимание общества должно быть сосредоточено на приобщении подрастающего поколения к русскому фольклору на основе традиций и новаций.
В последнее время зарождается новое направление в психологической практике – сказкотерапия, позволяющее работать с детьми и взрослыми через сказку. Сказка обращает людей к истокам, через которые они переосмысливают свои поступки и находят верное решение.
Сказка – это не только решение неизведанных проблем для детей и огромный потенциал для их нравственного роста, но также и бытовая энциклопедия для взрослых, где они могут найти ответы на очень сложные вопросы, которые порой ставит нам жизнь. Ведь не зря классик сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк ….».
К сожалению, в современной педагогической системе на реализацию принципа народности отводится мало времени и профессиональных усилий. Этому способствуют и неэффективные попытки педагогов решить выделенную проблему. Это не означает отсутствие желания у педагогов. Решение проблемы сдерживается отсутствием единой концепции её решения в педагогической теории и неразработанностью методики реализации принципа народности.
Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоничном единстве.
Посредством народного эпоса в подрастающем поколении можно воспитать:
Именно поэтому для гармоничного развития и роста личности подрастающего поколения, расширения творческого потенциала возникает актуальность возрождения данного направления воспитательной работы, как эффективного средства передачи положительного опыта прошлого поколения посредством сказок. Именно поэтому взрослые, которым не безразлично будущее своего ребёнка, должны рассказывать или читать ему сказки, пока он маленький, а позже именно на сказках прививать ему любовь и тягу к чтению книг!
Игорь Мороков
Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области
о проекте «Подари ребёнку сказку»
Подари ребёнку сказку.
В 2014 году масленицу начинают праздновать с 24 февраля. Русский народ называл встречу весны - встречей Масленицы, изгнание зимы – сожжением Масленицы или её проводами. Масленица – это праздник, который еще называется как масленичная (сырная) неделя.
Подари ребёнку сказку.
Многие родители задаются вопросом, как организовать занимательный досуг с детьми младшего и школьного возраста?
В книге Т.А. Евтюковой «45 занимательных викторин для детей» представлены викторины на различные темы.
Мастерим вместе с детьми
Наверное, каждая мама знает, как, порой, трудно бывает накормить малыша. Большую часть проблем с аппетитом можно снять с помощью привлекательного внешнего вида блюда. Ведь психологами давно установлено, что пристрастия детей в еде во многом зависят не столько от того, что они чувствуют, сколько от того, что они видят...
В продолжение статьи «Детская комната должна быть сказкой», дающей общие рекомендации по благоустройству и оформлению детского пространства в вашем доме, хотим привести живой пример возможного оформления, создающего (в прямом смысле слова) сказочную атмосферу в детской комнате.
Очевидно, что нет нужды доказывать, что наши дети проводят большую часть личного времени в своих комнатах, и от того насколько уютна и безопасна эта комната зависит их физическое и психическое состояние и настроение.
Зима – удивительное время года, когда обычная прогулка с ребёнком может превратиться, как по волшебству в увлекательный досуг и даже сказочное приключение. Снег дарит родителям и детям уникальную возможность насладится всеми прелестями и радостями зимних забав, вместе весело провести время, и даже решить проблемы эмоциональных отношений.
Мастерим вместе с детьми
В преддверии Нового года хочется не только нарядить елку, но и украсить весь дом, чтобы создать волшебную атмосферу праздника. Создать новогодний декор Вам могут помочь Ваши детки. Самым новогодним материалом для украшения дома и елки являются еловые или сосновые шишки, которые наполнят Ваш дом запахом хвои, и тем самым привнесут дух Нового Года и Рождества.
Мастерим вместе с детьми
Дорогие ребята! 24 ноября в России празднуют замечательный день – День матери!
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим - самым послушным, умным, добрым и вежливым. Именно в кругу семьи малыш получает первые уроки этикета. Ребёнка воспитывают обычные семейные будни, примеры доброжелательности, слова родителей. Ежедневно наблюдая в доме искреннюю симпатию к окружающим, Ваш малыш сам будет подражать взрослым – радовать встречных приветливыми словами, научится нормам поведения. Кроме личного примера существует еще несколько вариантов, как научить ребёнка вежливости:
Мастерим вместе с детьми
Ватные диски отличный материал из поделок: их можно использовать целиком или делить на две части; из ватных дисков можно вырезать практически любые заготовки; диски можно ярко раскрасить при помощи красок.
Уполномоченный
по правам ребенка
в Свердловской области
Мóроков
Игорь
Рудольфович
В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей