06.06.2013 версия для печати

Всероссийский семинар-совещание «Основные векторы деятельности по созданию условий для безопасного участия детей в дорожном движении. Опыт России и стран СНГ»

4 июня в Москве прошёл Всероссийский семинар-совещание «Основные векторы деятельности по созданию условий для безопасного участия детей в дорожном движении. Опыт России и стран СНГ», в ходе которого состоялось широкомасштабное обсуждение вопросов предупреждения детского травматизма и смертности на дорогах, профилактики аварийности с участием детей и подростков.

Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области Игорь Мороков выступил на данном совещании. Предлагаем вашему вниманию текст доклада Уполномоченного.

Уважаемые друзья!

Сегодня мы констатируем, что нашей стране удалось переломить негативные тенденции, связанные с проблемой падения численности населения. Внимание руководства государства к демографической ситуации позволило преодолеть тот демографический крест, который преследовал нас с начала 90-ых. В настоящее время большое внимание уделяется семье и детям. Принята Национальная стратегия действий в интересах детей, в которой вопросы детствосбережения возведены в ранг национального приоритета. Аналогичные документы приняты на уровне субъектов. Увеличивается финансирование, направленное на поддержание социальных проектов по семье и детям.

Но жизнь вносит свои коррективы. Мы можем принимать хорошие законы, направленные на создание благоприятных условий жизни, повышение рождаемости, социальной защищенности многодетных семей, но если мы одновременно не выработаем и не внедрим комплекс мер, которые позволят сохранить жизни юным гражданам, наши усилия могут оказаться не эффективными.

И это не пустые слова.

С 2012 года в России было зафиксировано 20879 ДТП с участием детей, в которых 940 ребят погибло и 22016 было ранено. В нашей стране, наверное, в горячих точках за это время погибло меньше людей, чем на дорогах страны.

В Свердловской области в 2012 году в результате аварий погибло и умерло 45 детей. А всего область потеряла в различных чрезвычайных ситуациях 150 детей, то есть наибольшее количество погибло в ДТП. Мы констатируем, что сегодня вопросы обеспечения безопасности дорожного движения лежат в основном на государстве, и также понимаем, что одно оно с ними справиться не сможет. Необходимо участие всего общества, понимание и поддержка родителей, помощь волонтеров, некоммерческих организаций и СМИ, включая блогеров и даже церкви.

Исходя из этого, мы определили для себя те основные направления работы по профилактике ДТП с участием детей, в которых роль Уполномоченного по правам ребенка могла бы оказать реальное влияние на ситуацию.

Во-первых, институт Уполномоченного – это та площадка, на которой может состояться эффективный диалог государства с представителями гражданского общества. Уполномоченный не связан ведомственными интересами и сдержками, он независим в рамках своих полномочий и основной целью его деятельности является защита прав и законных интересов несовершеннолетних. Это позволяет ему вовлечь в диалог всех, от кого может зависеть решение проблемы, кто может оказать посильную помощь и при этом сохранить неформальную атмосферу общения, отсутствие которой мешает в работе официальных комиссий и совещаний. В данной ситуации представители общественности более охотно идут на контакты и выражают открыто всё, что у них наболело.

Во-вторых, институт Уполномоченного может предложить ряд эффективных технологий для вовлечения общества в профилактику детского травматизма. Например, нами уже апробированы и успешно используются различные общественные проекты, направленные на решение проблем в той или иной сфере жизнедеятельности детей, такие как: «Безопасный двор», «Ем как дома!» и другие, в рамках которых мы активно работаем как с гражданами, так и с общественными организациями. На сайте у нас размещена информация по деятельности этих проектов, где мы просим присылать фото, видеоматериалы и информационные сообщения об имеющихся фактах нарушения прав детей.

В рамках профилактики ДТП мы инициировали специальный проект «3+ Осторожно, дорога!». В нём предлагается предпринять меры к формированию системы «обратного воздействия» на взрослого (и водителя, и пешехода) со стороны ребёнка. Общеизвестно, что дети наиболее восприимчивы в возрасте от 3 до 8 лет, поэтому важно именно в этом возрасте заложить в него необходимые стереотипы поведения на дороге, которые, в том числе, замотивируют ребёнка удерживать своих родителей и близких от нарушений правил дорожного движения. Например, от неправильного перехода дороги, или игнорирования ремней безопасности.

В-третьих, институт Уполномоченного успешно реализует такой эффективный механизм воздействия как специальные доклады и заключения.

Так, по итогам анализа ситуации с детским дорожным травматизмом в 2012 году нами был подготовлен специальный доклад: «Детский дорожно-транспортный травматизм в Свердловской области: причины и тенденции», который мы направили в адрес Законодательного Собрания Свердловской области, областных исполнительных органов, учреждений образования, территориального органа Госавтоинспекции. Кроме того доклад размещен на нашем сайте.

В данном докладе содержится подробный анализ ситуации с детским дорожно-транспортным травматизмом в Свердловской области за 2012 год и за 8 предыдущих лет. Приведены причины и условия роста гибели детей за последние 3 года и все это в сравнении с положением дел в соседних регионах. На основании анализа даны предложения для органов власти по изменению ситуации.

В настоящее время часть из них реализуется через работу областной комиссии по безопасности дорожного движения, часть через комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, часть в рамках полномочий областных исполнительных органов и т.д.

Еще один эффективный инструмент воздействия в рамках профилактической работы с органами власти, это Заключения Уполномоченного.

В соответствие с законодательством, в случае выявления нарушений прав и законных интересов ребенка мы имеем право направить в адрес организаций и учреждений всех форм собственности мотивированное заключение, которое обязательно для рассмотрения.

В рамках данной работы мы осуществляем проверки тех образовательных учреждений области, учащиеся которых погибли или получили травмы в ДТП. В ходе проверок анализируется, насколько эффективно проводятся и проводились ли раньше занятия по привитию навыков безопасного поведения на дороге, изучению правил дорожного движения, а также наличие наглядного материала, оборудованных классов и т.д.

В Заключениях мы указываем на причины и условия, способствовавшие трагедии и необходимые меры для исключения повторения происшествия. Данные заключения направляются в адрес образовательного учреждения и министерство, которому оно подведомственно для принятия решения.

В-четвертых, с весны текущего года мы предложили использовать еще одну технологию воздействия на ситуацию с детским дорожным травматизмом, которая основана на привлечении такого мощного инструмента как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В состав этих комиссий нами было рекомендовано включить представителей подразделений Госавтоинспекции (сотрудников отвечающих за вопросы пропаганды) в территориях области и представителей общественных организаций. И тут мы столкнулись с противодействием Председателей территориальных комиссий, которое пришлось преодолевать. Это непростая работа, убедить их в необходимости такого шага, и она до настоящего времени полностью не завершена. Проблемы решаются.

Основная суть предложенного нами механизма профилактики заключается в приглашении на заседание комиссии родителей, нарушивших ПДД в присутствие детей, или тех, чьи дети неоднократно нарушали правила дорожного движения. Объектом рассмотрения на заседании комиссии, помимо поведения родителей либо других законных представителей, может быть также деятельность руководителей образовательных учреждений, не обеспечивших необходимый уровень организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

В-пятых
, еще механизм, который по нашему мнению должен реализовываться институтом Уполномоченного, это трансформация насущных запросов общества в законодательные акты и в управленческие решения органов власти. Например, есть проблема с использованием подростками для передвижения по дорогам скутеров. Есть много обращений по вопросу ужесточения мер ответственности граждан за нарушения правил дорожного движения, связанных с обеспечением безопасности детей. В целях реализации таких обращений, и не только в обозначенном выше случае, нами направляются соответствующие предложения в законодательные и исполнительные органы.

В-шестых, учитывая, что почти в 80% случаев гибель детей произошла по вине взрослых, необходимо адекватное профилактическое воздействие на семью, а также взрослых находящихся за рулем автомобиля.

В 2012 году в Свердловской области причиной гибели детей в ДТП (более чем в 50% случаев) стало пренебрежение родителей детскими удерживающими устройствами или ремнями безопасности.

И если репрессивный механизм тут понятен, то, как эффективно мотивировать взрослых до конца не ясно. И здесь мы в начале пути.

Для решения данного вопроса мы сегодня идем в профсоюзные организации, в объединения предпринимателей и предлагаем наладить работу с трудовыми коллективами. Частями комплексного решения может стать социальная реклама, показ шоковых роликов, использование Интернета.

В-седьмых, еще одна из технологий используемых нами, это привлечение внимания органов исполнительной власти к детским общественным организациям, работающим по направлениям профилактики детского дорожного травматизма. Например, мы получили несколько обращений с инициативами Уральского родительского комитета, на основании которых направили соответствующее обращение в исполнительные органы. Естественно к нашему обращению власть относится более серьезно и есть соответствующая положительная реакция.

Отдельно хочу отметить, что значительная часть успеха в профилактике детского дорожного травматизма зависит от позиции местных органов Госавтоинспекции. И здесь мы поддерживаем тесные контакты с Управлением ГИБДД по Свердловской области. Например, после нашего спецдоклада, по инициативе начальника Свердловского Управления, Дёмина Алексея Юрьевича, была создана рабочая группа по вопросам снижения детского дорожно-транспортного травматизма, в рамках которой уже реализован ряд мероприятий, в том числе проведение специализированных акций, семинаров, круглых столов. Нами была оказана финансовая помощь в изготовлении и закупке стикеров для вклеивания в дневники школьников-нарушителей ПДД и многое другое.

Принятые меры позволили в 2013 году снизить количество погибших на дорогах области детишек. Будем надеется, что совместными усилиями нам удастся переломить негативные тенденции.

В-восьмых, в целях придания работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма системного характера в настоящее время усилиями Аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области продвигается идея принятия на региональном уровне комплексной областной целевой программы по профилактике травматизма и гибели несовершеннолетних в Свердловской области. Одним из основных разделов этой программы будет обеспечение безопасности детей на дорогах.

В заключение хочу подчеркнуть, очень многие говорят сегодня, что государство как система неэффективно. Государство – это мы с ВАМИ! И от того насколько эффективно каждый из нас будет работать на своем месте и будет зависеть безопасность нашего государства и наших детей.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел