Developed by JoomVision.com

Новое в рубриках

Перейти в раздел

Лекционный зал

Перейти в раздел

Видеогалерея

Перейти в раздел

Перейти в раздел
13.04.2023 версия для печати

«Неустойчивые» выражения: топ-10 фразеологизмов, которые мы произносим неправильно

Правильное произношение слов является не только ключом к взаимопониманию между участниками коммуникативного акта, но и показателем уровня культуры и образованности. Произвести хорошее впечатление на собеседника можно при помощи языковых средств выразительности, в частности – фразеологизмов.

Устойчивые сочетания слов придают точность и яркость нашей речи. Однако при неправильном употреблении идиома может сыграть не в пользу говорящего. Чтобы избежать таких недоразумений, нужно знать не только значение фразеологизмов, но и их происхождение. Специально для своих читателей «Грамотей» предлагает топ-10 устойчивых выражений, которые неверно произносят даже грамотные люди.

Ничего чесать не нужно

Всем известное сочетание «хоть кол на голове теши» чаще всего применяется в речи, когда хочется указать на глупого или упрямого человека, которого ни в чем нельзя убедить. Однако выражение порой видоизменяют и получается «хоть кол на голове чеши». Причиной тому – отсутствие знаний о происхождении идиомы.

Чтобы зря не чесать свою или чужую голову, предлагаем разобраться в истории фразы. Отправной точкой к появлению устойчивого сочетания стало Средневековье. Не секрет, что в те времена острые колья применяли в качестве орудия для пыток. Чтобы создать этот инструмент, палку ставили на пенек и тесали, то есть заостряли топором.

Впоследствии именно с пеньком, который оставался целым после контакта с лезвием топора, стали сравнивать чрезмерно упрямого или бестолкового человека. Иными словами: любые попытки как-то повлиять на таких людей не принесут результат. Как ни старайся, что ни говори, все бесполезно.

Знаменитые писатели достаточно часто использовали в произведениях это выражение. Например, Александр Островский в своей пьесе «В чужом пиру похмелье» писал: «Самодур это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое…».

В русском языке есть синонимичные словосочетания, которыми можно при желании заменить эту идиому: «как об стену горох», «на козе не подъедешь», «голову морочить», «сладу нет» или «что в лоб, что по лбу».

Грезы о лете

Сложно поспорить с тем, что лето для многих людей является самым долгожданным сезоном года. Однако это прекрасное и теплое время никак не связано с выражением «кануть в Лету». Что бы мы себе не придумали, но последнее слово всегда пишется с большой буквы и на конце ставится гласная «А».

Устойчивое сочетание употребляется, когда нужно проинформировать, что кто-то бесследно исчез, ушел в небытие. Кроме того, идиома применяется в отношении событий, фактов и воспоминаний, которые забыли навсегда.

Идиома пришла к нам из греческой мифологии. В ней значится, что Лета – это река забвения из подземного царства мертвых. Согласно легендам, умершие забывали о земной жизни, попадая в воду.

Слово «кануть» вызывает меньше сомнений нежели соседняя лексема, однако стоит разъяснить, что оно из себя представляет. В рамках повседневной речи данный глагол считается устаревшим и обозначает «погрузиться во что-либо» или «бесследно пропасть, исчезнуть».

Заменить выражение можно на следующие сочетания: «обратиться в прах», «свести на нет», «отойти в область воспоминаний», «вылететь из головы», «выскочить из памяти», «порасти травой забвения».

К слову, в художественной литературе нередко встречаются предложения, в которых гармонично вписано данное высказывание. Так, например, в «Мертвых душах» Николая Гоголя написано так: «Так, понимаете, и слухи о капитане Копейкине канули в реку забвения, в какую-нибудь этакую Лету, как называют поэты».

Техника дыхания

Псевдофразеологизм «дышать наладом» устойчиво закрепился в нашей речи. Несмотря на популярность фразы, никто не знает, что же такое «налад». Ничего удивительного, ведь это самозванец, который вошел в нашу жизнь с помощью хитрого приема звукоподражания. Многие люди даже не подозревают, что на самом деле неправильно произносят стародавнее выражение «дышать на ладан».

Как правило, идиома употребляется, когда необходимо описать состояние умирающего или безнадежно больного человека, а также указать на неудовлетворительное состояние какой-нибудь вещи, используемой в быту. Например, так можно сказать про одежду, которая скоро порвется, или же про автомобиль, готовый выйти из строя.

Почему именно ладан? Все просто, ладан – это благовоние, особый вид смолы, которую выделяют растения семейства ладанниковых и бурзеровых. При горении оно издает аромат, который мы часто можем встретить в христианской церкви во время богослужения.

Ассоциации с запахом смерти не случайны, ведь в храмах проводят отпевание покойника. Этот обряд не обходится без кадила с ладаном, ведь таким способом происходит укрепление связи умершего с церковью и Богом. Несмотря на свое многообразное применение, благовоние приобрело слегка негативный оттенок. Считается, что этот аромат изгоняет нечистую силу, поэтому иногда даже говорят: «Боится, как черт ладана».

Русские классики не обходили стороной словосочетание и часто включали его в тексты произведений. К слову, Федор Михайлович Достоевский в повести «Двойник» написал: « Да, Крестьян Иванович. И все-то мы так, чего! старикашка! в гроб смотрит, дышит на ладан, как говорится, а сплетню бабью заплетут какую-нибудь, так он уж тут слушает; без него невозможно…».

В богатом и многогранном русском языке можно найти синонимичные конструкции, в частности – «писать к прадедам», «одной ногой в могиле», «еле-еле душа в теле», «между жизнью и смертью».

Искупалась в киселе

В классической литературе изнеженные, утонченные и слегка избалованные девушки довольно часто становились главными героинями. В произведениях второй половины 19 века такие дамы даже стали именоваться «кисейными барышнями». На сегодняшний день фразеологизм применяется в отношении тех, кто демонстрирует излишнюю щепетильность, чувствительность и неприспособленность к жизни.

Значение идиомы не вызывает затруднений, а вот с произношением зачастую возникают проблемы. Нередко можно встретить такую вариацию: «кисельная барышня». Спрашивается, откуда возник этот напиток в словосочетании? Опять же виной тому незнание истории самой фразы.

Идиома имеет благородное литературное происхождение. Впервые «кисейная барышня» появилась на страницах повести «Мещанское счастье» Николая Помяловского: «Кисейная девушка!… ведь жалко смотреть на подобных девушек — поразительная, жалкая пустота!..». В тексте шло повествование о дворянке Леночке, которая не отличалась высоким интеллектом и интересом к общественной жизни.

Впоследствии такая характеристика встречалась в книгах Николая Лескова, Дмитрия Писарева, Александра Куприна и других авторов. Так, например, Дмитрий Мамин-Сибиряк писал: «Ведь в этом есть своя поэзия, то есть в такой кисейной барышне, которая не знает даже, как вода кипит. Если бы я была мужчиной, я влюбилась бы именно в такую барышню, чтобы она была моя вся, смотрела моими глазами, слышала моими ушами, думала моими мыслями».

Давайте разберемся, почему девушек назвали кисейными. Ответ лежит на поверхности – дело в нарядах модниц, которые в свое время начали отшивать из тонкого, прозрачного и достаточного дорого материала под названием «кисея». Такую ткань можно было увидеть лишь на представительницах дворянского сословия. Как вы понимаете, кисель тут явно ни при чем.

На сегодняшний день модницам не нужно носить наряд из кисеи, чтобы получить такую характеристику. Достаточно иметь тонкую душевную организацию. Кстати, такое прозвище теперь получают и мужчины, которые любят ныть, жаловаться и проявлять слабость.

Предлагаем вам аналоги фразеологизма, которые можно найти в русском языке: «мадам фу-фу», «белоручка», «принцесса на горошине». Всем известное словосочетание «тургеневская девушка» схоже по значению, но есть небольшое отличие. Несмотря на аналогичную утонченность натуры, такие девушки все же имеют глубокие и искренние чувства. «Кисейная барышня» на такое не способна, так как она печется лишь о собственном комфорте.

Белые колени

В повседневной жизни мы нередко встречаем фразу «довести до белого колена». Возникает вполне естественный вопрос: почему колено стало белым? Первоапрельскую шутку про белую спину мы знаем, но при чем тут колени? Ответ вам никто не даст, так как это очередная ошибка, которую люди допускают по незнанию истории происхождения фразы.

Фразеологизм означает высшую степень раздражения или состояние гнева. Устойчивое сочетание пришло к нам из области металлургии. Каление – это этап технологического процесса, при котором происходит нагревание металла. Белый цвет сигнализирует о наивысшей точке кипения, при которой металл начинает брызгать во все стороны. Человек, которого вывели из себя, становится подобен раскаленному металлу. Только нагревается не он сам, а его эмоции.

В русском языке немало синонимов, которыми можно заменить идиому: «рвать и метать», «сорваться с цепи», «метать гром и молнии»,«лопаться от злости», «разбудить зверя».

Докопаться до сути

Когда хочется сказать о каком-то длительном и медленном процессе, нередко люди прибегают к фразеологизму «пока суд да дело». Например: «Решил он пока суд да дело старый чайник запаять». Не сложно понять, что источником происхождения стало судопроизводство. Однако в разговорной речи закрепился ошибочный вариант «пока суть да дело».

Коварное выражение может поставить вас в невыгодное положение. Если на слух допущенную вами ошибку не распознают, то на письме все станет явным. Чтобы не ударить в грязь лицом перед собеседником, разберемся в происхождении идиомы и слов, которые в него входят.

Искажение устойчивого сочетание спровоцировала часто употребимая комбинация слов «суть дела». Однако первоначальный смысл фразы связан с судебным процессом, который порой затягивается. Когда какое-то дело рассматривается в суде, может пройти довольно большое количество времени.

Идиому можно встретить в произведениях классиков: «Их еще нет, — сказал Шешковский, стряхивая с себя грязь. — Что ж? Пока суд да дело, пойдем поищем удобного места. Здесь повернуться негде» (Антон Павлович Чехов «Дуэль») // «А пока суд да дело, двадцать второго октября тысяча семьсот второго года английские корабли вошли в бухту Виго» (Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой»).

Без лишнего скрипа

Выражение «скрепя сердце» довольно часто употребляется, когда человек совершает поступок не по собственной воле, крайне неохотно или вопреки голосу совести. Таким образом говорящий может обратить внимание на то, что действие носит принуждающий характер.

Представьте себе такую ситуацию: по просьбе завуча учитель ставит заядлому прогульщику оценку «удовлетворительно», чтобы его не отчислили за неуспеваемость. Несмотря на то, что ученик так и не освоил предмет, ему «скрепя сердце ставят тройку».

В нашей жизни слишком много действий, которые мы не хотим, но должны выполнять. Поэтому знать верное произношение выражения крайне необходимо, ведь многие регулярно совершают ошибку, когда говорят «скрипя сердцем». Если разобраться в происхождении фразеологизма, то станет ясно, что ни о каком скрипе не может быть и речи.

Устаревшее деепричастие «скрепя» близко по смыслу к глаголам «крепнуть» и «крепиться». То есть сама идиома имеет значение «сделать крепким». Эта трактовка напрямую связана с внутренней силой человека, который вынужден внутренне укрепиться, чтобы не пасть под натиском роковых новостей.

Есть и другая версия происхождения выражения. В ней речь идет больше о подавлении своих чувств, например, сдерживании неприязни. То есть человеку нужно придержать свое мнение и выполнить обязательства. Несмотря на некую разность значений, обе трактовки сходятся в том, что действие совершается со сверхусилием.

«Мы эту комедию понимаем: я, например, прямо и просто требую себе уничтожения. Нет, живи, говорят, потому что без тебя ничего не будет. Если бы на земле было всё благоразумно, то ничего бы и не произошло. Без тебя не будет никаких происшествий, а надо, чтобы были происшествия. Вот и служу, скрепя сердце, чтобы были происшествия, и творю неразумное по приказу», –  Федор Михайлович Достоевский, «Братья Карамазовы».

В русском языке достаточно синонимичных конструкций, которые также определяют действие, совершаемое не по собственной воле: «стиснув зубы», «волей-неволей», «с тяжелым сердцем», «через силу», «хочешь не хочешь». Кроме того, есть и антонимичные пары: «за милую душу», «не заставляя себя просить», «с руками и ногами».

Бессовестный человек

Зачастую, когда хочется выразить свое негодование и обратить внимание на полное отсутствие моральных принципов у человека, мы используем фразу «ни грамма совести». Это значит, что такой индивид способен совершить любое действие без оглядки на то, как оно повлияет на окружающих людей и общество в целом. Иными словами, он не испытывает чувство вины за содеянное.

Казалось бы, тут точно все верно. Для многих это окажется неожиданным, но на самом деле популярная фраза звучит иначе – «ни грана совести». Давайте же разберемся, откуда пошла эта распространенная ошибка и что означает тот самый «гран». Итак, начнем с самого простого. В переводе с латинского «гран» обозначает наименьшую меру веса, которая определяется как зерно или крупинка. В старые времена гранами измеряли лекарства в аптеках. Это было намного удобнее, ведь один гран был равен весу среднего ячменного зерна (около 0,06 грамма).

Бесспорно, привычный нам вариант «ни грамма совести» не отличается по смыслу, поэтому даже при ошибочном произнесении идиомы собеседник вас точно поймет. Однако, чтобы сохранить за собой статус начитанного и образованного человека, советуем вам использовать ту форму, которая считается правильной с исторической точки зрения.

Синонимичную пару к данному фразеологизму подобрать не так уж и сложно. Удачной альтернативой станут выражения: «ни стыда, ни совести», «стыд под каблук, а совесть под подошву», «креста (на тебе) нет».

Кто такой спанталыка?

Представьте, что вы долго работали над важной задачей, строили планы и просчитывали все детали. Но вот незадача – на последнем этапе кто-то врывается в процесс и «сбивает с панталыку». Да-да, не удивляйтесь, но эта фраза пишется именно так и употребляется в значении «смутить, ввести в замешательство и запутать».

В речи обнаружить ошибку достаточно проблематично, однако на письме сочетание «сбить спанталыка» автоматически выставляет вас в невыгодном свете. Не удивляйтесь, если в ваш адрес поступят вопросы: Кто такой этот спанталыка и зачем его сбивать?

Согласно Толковому словарю живого великорусского словаря Владимира Даля, лексема «панталык» трактуется как толк и смысл. Бытует мнение, что слово произошло от корня pantl, который в свое время существовал в романо-германской лингвистической семье и означал «узел», «завязка». Впоследствии под влиянием нашего языка оно превратилось в «панталык». Существует вторая гипотеза, что сам оборот произошел от названия греческой горы Пантелик. Как говорят, в ней настолько много пещер, входов и выходов, что запутаться можно вмиг.

Русские классики не обходили стороной популярную идиому: «Ну, вот этим-то вы и сбиваете человека с последнего панталыку!», – Федор Достоевский, «Идиот».

Предлагаем вам несколько синонимичных конструкций, которыми можно разбавить речь при необходимости: «сбивать с толку», «вводить в заблуждение», «морочить голову», «дурить голову», «водить за нос».

На двоих или надвое?

Когда в диалоге заходит речь о событии, вызывающем некие сомнения, мы нередко прибегаем к интересной фразе «бабушка на двоих сказала». Но чья эта бабушка и кто эти двое? Скорее всего, верного ответа на эти вопросы вы не получите, ведь говорящий изначально допустил грубую ошибку во фразе. Следовательно, дальнейшие уточнения не имеют смысла.

На самом деле идиома звучит так «бабушка надвое сказала». В данном случае под бабушкой подразумевается ведьма, гадалка или знахарка. На Руси такие женщины, как правило предсказывали не только судьбу, но и погоду. В случае с упомянутым фразеологизмом демонстрируется скептическое отношение к их роду деятельности, ведь их знания о будущем не всегда являются точными. Соответственно, «сказать надвое» означает, что есть два варианта.

Как можно использовать фразеологизм, покажем вам на примере из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»: «Не знаю. Только это еще бабушка надвое сказала, что с теми карасями сталось: ино их съели, ино в сажалку посадили. И живут они там припеваючи на монастырских хлебах!».

Если выражение все же вызывает некие затруднения, его с легкостью можно заменить на более привычные фразы со схожим значением: «гадать на кофейной гуще», «поживем – увидим», «вилами по воде писано».

Автор Алёна Бурдина
Источник

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Уполномоченный

Уполномоченный
по правам ребенка
в Свердловской области

Мóроков
Игорь
Рудольфович

биография
Написать письмо

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Конкурс