Наглая ложь
И. Репин закончил свое «творение» в 1885 году, назвав ее «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года».
Картину представили публике, и она вызвала шквал критических отзывов и статей в прессе. Посыпались обращения к царю Александру III с просьбой не только убрать ее из экспозиции, но и запретить. Профессиональные историки обосновывали свое мнение тем, что изображаемое не соответствует действительности. Обывателей возмущала кровавая сцена. Профессионалы отмечали множество анатомических неточностей.
Вердикт был общий – облик царя, описываемое убийство, психологический подтекст оскорбляют человеческое чувство. Чиновник – обер-прокурор Св. Синода Победоносцев писал Александру III:
«Стали присылать мне с разных сторон письма, с указанием на то, что на Передвижной выставке выставлена картина, оскорбляющая у многих нравственное чувство: Иван Грозный с убиенным сыном. Сегодня я увидел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения. Трудно понять, какой мыслью задается художник, рассказывая во всей реальности именно такие моменты… Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент… чисто фантастический».
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Александр III посмотрел картину, она ему не понравилась и была запрещена к показу.
Владельцу картины П.М. Третьякову было отправлено письмо с грифом «Секретно», ему предписывалось «не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения её в публике какими-либо другими способами».
Запрет был снят через три месяца по ходатайству художника А.П. Боголюбова, близкого ко двору.
Картина дважды пострадала от ударов посетителей выставки.
Первую попытку уничтожить картину в 1913 году совершил душевнобольной 29-летний сын крупного фабриканта А. Балашов. С криками «довольно смертей, довольно крови!» он три раза полоснул произведение Репина. На восстановление картины ушло четыре недели.
Вторая попытка уничтожить картину была осуществлена в 2018 году. 37-летний житель Воронежа И. Подпорин порвал холст в трех местах «из-за недостоверности изображенных на полотне исторических фактов». В суде было озвучено, что стоимость картины составляет 1 млрд 44 млн рублей, а реставрационные работы были оценены в 20 млн рублей. Нападавшего приговорили к 2,5 годам колонии общего режима.
Фантазия художника, перенесенная на холст, въелась в умы людей, даже перекочевала на обложки школьных учебников по истории.
Что же было на самом деле?
Вернемся к названию картины И. Репина: «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». Дата выбрана не случайно. Именно в этот день умер цесаревич.
Иван Васильевич в своей жизни становился отцом восемь раз, но, к сожалению, ему пришлось познать много раз горе от потери ребенка. Современными исследованиями подтвержден факт отравления трех его детей, в том числе одной из дочерей в младенчестве. В 1963 году было произведено вскрытие гробниц в Московском Кремле.
Проведенные медико-химические, медико-криминалистические экспертизы останков родни царя показали, что и мать, жены, дети, племянницы, бабушка, первая жена царя Василия III и другие родственники были отравлены.
Приведем имена детей Грозного от трех браков, сведения о результатах исследования останков и причинах смерти.
Анна (10 августа 1549 – 20 июля 1550) – исследование не проводилось.
Мария (17 марта 1551 – 8 декабря 1552) – отравлена, подтверждено анализами.
Дмитрий (октябрь 1551 – 4 (6) июня 1553) – убит во время путешествия по святым местам.
Иван (28 марта 1554 – 19 ноября 1581) – отравлен, подтверждено анализами.
Евдокия (26 февраля 1556 – июнь 1558) – исследование не проводилось.
Федор (31 мая 1557 – 7 (17) января 1598) – отравлен.
Василий (март 1563 – 3 мая 1563) – исследование не проводилось.
Дмитрий (19 октября 1582 – 15 мая 1591) – убит.
Н.М. Пронина в книге «Иван Грозный без лжи. Мученик власти» о результатах исследования останков пишет:
«Но в актах вскрытия комиссии, работавшей в Кремле в 1963 году, отмечено: «Каких-либо патологических изменений и следов механических повреждений на костях обнаружено не было».
В останках царя Иоанна Грозного и его сына Ивана показания естественного фона по ртути превышены в 32 раза!
Панова выдвигает совершенно «оригинальную» версию о том, что царь сам отравил себя: «Есть смутные указания, что царь Иван Васильевич (а возможно, и его старший сын), боясь отравления, приучал свой организм к ядам, принимая их маленькими дозами».
Правда, она забывает сообщить читателям: Митридату это так хорошо удалось, что он не только не повредил своему организму, но и не смог отравиться, чтобы спастись от врагов. Пришлось воспользоваться мечом» [1].
Исходя из одинакового количества ядов, Н.М. Пронина предполагает, что царя и царевича начали травить одновременно одним ядом: «И возможно, один человек. Кто? А ведь еще совсем недавно историки с насмешкой и презрением рассуждали о «параноике» и «маньяке», страдающем манией преследования, которому всюду мерещатся заговоры, покушения и отравления.
Но, если у него на глазах одна за другой умирают его жены – молодые, цветущие женщины – а он знает, что есть лица, заинтересованные в их смерти и прекращении царской династии, то у царя появляются все основания подозревать отравление»[1].
В.Г. Манягин в своей книге «Грозный. Апология русского царя» приводит информацию о количестве ядов в останках семьи Грозного, а также сведения из русских летописей, касающихся смерти царевича Ивана:
«В Московском летописце под 7090 (01.09.1581–01.09.1582) годом читаем (летописи цитируются по Полному собранию русских летописей):
«Преставился царевич Иван Иванович»; в Пискаревском летописце: «В 12 час нощи лета 7090 [1581] ноября в 17 день… преставление царевича Ивана Ивановича»; в Новгородской четвертой летописи: «Того же [7090] году преставился царевич Иван Иванович на утрени в Слободе…»; в Морозовской летописи: «Не стало царевича Ивана Ивановича». Во всех приведенных летописях нет ни слова об убийстве»[2].
В.В. Личутин приводит отрывок из письма Грозного:
«16 ноября 1581 года царь писал из Александровской слободы боярину Никите Захарьину-Юрьеву и дьяку Андрею Щелкалову, что не может приехать в Москву из-за болезни сына: «Которого дня вы от нас поехали и того дни Иван-сын разнемогся и нынче конечно болен и ето мы вами приговорили, что было нам ехати в Москве в середу загоговевши и нынче нам для сыновни Ивановы немочно ехати в середу нельзя… а нам докудова Бог помилует Ивана, сына ехати отсюда невозможно». Через три дня царевич Иван Иванович умер. Несколько дней царь не мог успокоиться, не ел и не пил, рыдал перед иконой. Так, неожиданно скончавшись, сын вскоре забрал с собою отца» [3].
Таким образом, из летописей следует, что царь своего наследника престола не убивал.
Откуда ноги растут той лжи об убийстве Грозным сына?
Уши торчат из западных средневековых источников, не довольных успехами царя в противостоянии с коллективным Западом. Мифы о зверствах нужны были в «еврорейхе» Средневековья, чтобы собирать наемников на войну, доказывать западной публике, вдоволь хлебнувшей ужасы инквизиции и кровавые бесчинства монархов, что в Московии дела обстоят еще хуже.
Первым, кто сочинил миф об убийстве Грозным сына, был шпион из Ватикана по имени Поссевино, папский легат и автор книги «Христианский воин», публикация которой «вскоре спровоцирует кровавые гонения на гугенотов в Тулузе».
Следует отметить и то, как «в августе 1582 г. Поссевино уверенно заявил перед правительством Венеции, что царю осталось жить недолго. Предугадать смерть Ивана Васильевича он мог лишь в одном случае – зная о планах заговорщиков. Вполне вероятно, что он же и утвердил эти планы, находясь в Москве» [4].
Шла «Сталинградская битва» Московского царства с еврорейхом Средневековья. Возглавлял средневековых фашистов Стефан Баторий. Битва шла у стен Пскова поздней осенью-зимой 1581 года. Именно в это время был отравлен сын Ивана Грозного, его надежда, наследник престола.
Смерть ребенка всегда трагедия для родителей. Убийство в столь драматический момент наследника – для государя непосильная ноша. Противники надеялись сломить царя морально, чтобы тяжелое душевное состояние препятствовало принятию государственных решений, от которых зависела судьба государства. Но такой радости великий воин своим врагам не доставил. Стефан Баторий бежал, оставив войска, подав пример впоследствии для Наполеона.
Папский легат приехал в самый трудный период проведения военных действий, чтобы, выступая посредником в переговорах между Грозным и Баторием, получить разрешение на строительство католических храмов в Московском царстве, унии православной и католической церквей с доминированием Ватикана, склонить царя к вступлению в «европейское содружество» против Османской империи, занявшей территории бывшей Византийской империи.
Грозный намекал, но прямых, тем более никаких письменных обязательств на себя не взял. В качестве отместки за провал миссии монах-иезуит придумал ложь об убийстве Грозным сына потому, что сын, желавший заключения мира с Баторием во главе политической оппозиции, выступил против отца.
После того, как стало понятно, что битва в у стен Пскова еврорейхом проиграна, когда Ватикан понял, что Грозный не собирается вступать в европейское содружество против Турции, не будет поставлять «пушечное мясо стрельцов» в войне против янычар за интересы европейцев, разрешать католикам появляться на своей земле, строить храмы и проповедовать, раздраженный Поссевино в отместку и придумал миф о том, что царь убил своего сына.
В фильме-киноэпопее «Освобождение» зрители видели следующий эпизод: генерал Алексей Антонов (играл актёр В. Стржельчик) обращается к Иосифу Сталину (актер Б. Закариадзе) со словами: «К нашему военному атташе в Швеции обратился Международный Красный Крест. Речь идёт о вашем сыне Якове, товарищ Сталин. Немцы предлагают через Красный Крест обменять его на фельдмаршала Паулюса». «Я солдата на фельдмаршала не меняю!» – был ответ Сталина.
Представим себе, что дальше представители Красного Креста придумали бы продолжение, что они якобы привезли Я. Джугашвили в Москву перед очи отца, тот в раздражении, что пришлось вызволять сына из концлагеря, отдать важного свидетеля и источник информации в лице фельдмаршала, замахнулся своей трубкой, чтобы ударить сына, а Яков, пытаясь увернуться от удара, оступился, упал, ударился головой и умер. И этот миф ушел бы в народ…
Если строить параллели, то именно таким нелепым образом и родился миф об убийстве Грозным сына.
Периодически попадаются статьи, где защитники Ивана IV пишут, что Грозный сына не убивал, так как в это время был парализован.
Царь не убивал наследника не потому, что был парализован, а потому, что был нормальным человеком, отцом, который не желает смерти своему ребенку.
Впоследствии миф об убийстве Грозным сына был подхвачен немецким шпионом Генрихом Штаденом, который написал «Записки о Московии». Вспоминается пословица: «Написанное пером, не вырубишь топором».
Позже эти данные, как достоверный источник информации принял поэт, литератор, историк, масон, прозападник и англофил Н. Карамзин, написавший «Историю Государства Российского», он стал первым литератором, положившим начало истории искажения служения Ивана IV. Отдельная роль в фальсификации принадлежит и императору Александру I, так как поддержка издания главой государства во все времена – весомый аргумент.
Российскому императору, который волей или неволей стал причастен к убийству своего отца, нужно было реабилитироваться в глазах своего народа. Удобный для этого способ – не только бросить тень, но и очернить в веках другого правителя.
Кандидатура царя Петра I, который убил сына, не подходила, так как это была династия Романовых.
Под влиянием «труда» Карамзина А. Толстой написал свой роман «Князь Серебряный», далее на основе работы Толстого режиссер А. Даруги снял сериал «Грозное время». И это только один пример творческой эстафеты. Фантазия одного писателя «обогащалась» поэтами, композиторами, постановщиками спектаклей, опер, фильмов и сериалов.
Иван Грозный противостоял Османской империи, когда во главе стояли султан Сулейман I и его сын Селим II, известные по сериалу «Великолепный век». По приказу султана Сулеймана были казнены два сына и внуки от этих сыновей.
Считается, что матерью старшего сына султана Мустафы являлась черкешенка, которую во дворце нарекли именем Махидевран (луноликая госпожа). Приводят сведения, что она принадлежала к знатному кабардинскому или бесленеевскому княжескому роду Кануковых. После убийства Мустафы брат Махидевран Маашук Кануков и другие черкесы, ранее служившие Сулейману, переехали в Московское царство и начали служить Грозному.
Достоверно неизвестно, сколько всего сыновей было у султана Селима II, претендовавших на престол. Исследователи пишут, что внук Роксоланы и Сулеймана I по имени Мурад казнил пять или девять братьев, чтобы занять престол.
Сериал «Великолепный век» с успехом прошел не только в Турции, но и во множестве стран, в том числе и в нашей. Он вызвал интерес к истории Турции, языку, породил туристические поездки по местам съемок и т.д., то есть увеличил доходы республики и благосостояние ее граждан. Турки считают Сулеймана великим правителем, который расширял границы страны, заботясь о стране, даже не пожалел сыновей и внуков.
Иван Грозный был любим своим народом, а подданные Польского и Литовского короля, мечтая о таком правителе, приглашали его занять опустевший королевский трон. Даже геополитический противник – польский король Сигизмунд II хотел видеть Грозного своим преемником.
Российские скверные фильмы и сериалы о Грозном невозможно смотреть. Всем этим ложным и депрессивно-негативным сериалам место на помойке. Они не только очерняют служение одного из величайших правителей Московского государства, но и становятся инструментом русофобии – ненависти к России.
Использованная литература:
[1] Пронина Н.М. Иван Грозный без лжи. Мученик власти. 2013. (С. 234, 244).
[2] Манягин В.Г. Грозный. Апология русского царя. 2021. (С. 204).
[3] Личутин В.В. Русский царь Иоанн Грозный. 2023. (С. 604).
[4] Шамбаров В.Г. «Царь грозной Руси». Электронное издание книги.
Автор: Шогенова Аксана
Источник