18.09.2013 версия для печати

Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области И.Р. Морокова «Государственно-частное партнерство, как один из механизмов поддержки семей с несовершеннолетними детьми – визитная карточка Свердловской области»

г. Грозный, 12 сентября 2013 г.

Уважаемые участники конференции!

Демографические процессы, происходящие в нашей стране в начале 2000-ных, заставили государство обратить особое внимание на главный ресурс пополнения населения страны – на семьи с детьми. Именно с момента принятия концепции стратегического развития России до 2020 года можно начинать отсчет формирования основного вектора в социальной политике государства направленного на поддержку, укрепление и развитие института семьи как главного демографического ресурса.

Последующее принятие концептуальных, а иногда, и, не побоюсь этого слова, судьбоносных, документов определило точки приложения усилий государства в решении этих вопросов, определило зоны ответственности власти всех уровней (от органов местного самоуправления до Федеральных органов исполнительной власти), конкретизировало механизмы решения поставленных задач.

Это и, разработка и принятие Приоритетных национальных проектов, и так называемое, «детское» послание Президента Законодательному собранию Российской Федерации в ноябре 2010 года, Национальная стратегия в интересах детей, майские Указы Президента и другие.

Регионы незамедлительно откликнулись на установку Центра, и в субъектах социальный крен бюджетной политики стал более чем очевидным. Так в Свердловской области расходы бюджета по социальному блоку достигают 70 %.

Я хотел бы еще раз обратить Ваше внимание, уважаемые коллеги, на особенность нашей конференции. При неоспоримом приоритете решения проблем детей и семей группы риска, мы наконец-то заговорили и о поддержке семей с детьми группы «норма». Именно эти семьи являются в, основном, тем «стратегическим» резервом страны, который позволит окончательно переломить негативные демографические тенденции, доставшиеся нам в наследство от лихих девяностых и начала двухтысячных. А для этого им необходимо создать благоприятные условия. Ни для кого не секрет, что многие семьи со средним достатком готовы воспитывать по три и более детей – нужна соответствующая материальная база. И не просто в виде каких-то выплат, а в виде стабильных социально-экономических условий.

Какие же трудности испытывают наши российские семьи в процессе их создания, рождения и воспитания детей?

Ничего нового не открою: нормальная работа, позволяющая содержать семью, безопасная среда для детей, социальная инфраструктура (доступное жилье, детские сады, нормальная школа, кружки и спортивные секции, учреждения культуры, экология и т.д.).

Ситуация в регионах с обозначенными проблемами различна, но в совокупности по стране она примерно одинакова.

И мы прекрасно понимаем, что без привлечения дополнительных финансовых, организационных и кадровых ресурсов решить ее в кратчайшие сроки невозможно. А семьи создаются сейчас, дети рождаются сейчас, и проблемы возникают здесь и сейчас.

И снова верну Вас в не такой уж и далекий 2008 год. Концепция стратегического развития России до 2020 года. Именно в ней впервые появляется понятие «государственно-частного партнерства» как одного из механизмов развития страны, в том числе, и в социальной сфере.

Мне могут возразить: «Бизнес всегда участвовал в поддержке государственных программ в сфере образования, сопровождения учреждений для детей-сирот, спортивных и культурных мероприятий и т.д.». Скорей всего вы имеете в виду спонсорство и благотворительную деятельность представителей бизнес-сообщества, оно осуществляется зачастую для снижения налогового бремени.

Государственно-частное партнерство это качественно иное взаимодействие власти и бизнеса. Оно направлено на решение социальных проблем общества в обмен на содействие государства по снижению рисков предпринимательской деятельности, созданию благоприятных и стабильных условий для частной инициативы. Это долгосрочное сотрудничество основной задачей, которого является передача части функций власти в социальной сфере бизнесу при государственных гарантиях, с получением результатов сегодня и с затратами бюджета разнесенными по времени на достаточно длительный период.

В этих условиях под государственно-частным партнерством мы понимаем институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ. Кроме того, в условиях бюджетной ограниченности это эффективный инструмент их претворения в жизнь.

И очень радует, что более чем в 50 субъектах российской Федерации приняты нормативные документы, регламентирующие работу по развитию государственно-частного партнерства в регионах.

Я не буду углубляться в технологии этого процесса, так как не являюсь бесспорным специалистом в этих вопросах, а остановлюсь лишь на некоторых конкретных примерах Свердловской области в реализации этого значимого направления.

Дошкольное образование

Ситуация с наличием мест в детских садах остается достаточно сложной, по крайней мере в Свердловской области. В очереди на получение места в дошкольном учреждении стоит около 18,5 тысяч малышей.

Региональная целевая программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области» потребности в детсадах не закрывает. Всего на реализацию программы планируется потратить более 21,2 млрд. рублей, из которых 14,8 млрд. рублей — средства областного бюджета. Общая стоимость проекта в рамках государственно-частного партнерства составляет 5–7 млрд. рублей. 70% по схеме проектного финансирования готовы предоставить банки. Наиболее вероятным партнером по финансированию проекта может выступить Уральский банк Сбербанка России. Оставшиеся 30% будут финансироваться за счет средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, частных инвесторов, областного и муниципальных бюджетов. В результате поставленные Президентом задачи по вводу мест в дошкольных учреждениях будут выполнены.

Сегодня в Свердловской области насчитывается 335 негосударственных дошкольных образовательных учреждений, из которых только 34 лицензированных. Наличие лицензии позволяет получать государственную поддержку по системе подушевого финансирования, прохождения подготовки и переподготовки кадров. Развитие и поддержка негосударственных ДОУ становятся хорошим способом решения проблем нехватки мест в детсады.

Начиная с 2012 года, в бюджете области закладываются средства на субсидирование деятельности частных детских садов. Пока на конкурсной основе. Но и этот шаг позволил снизить в некоторых учреждениях плату в среднем с 15 до 8 тысяч рублей. В этом случае еще около 1000 семей с детьми получили хоть небольшую, но поддержку.

Кроме того, ОАО «Корпорация развития Среднего Урала» реализует в настоящее время проект массового строительства дошкольных образовательных учреждений с привлечение внебюджетного финансирования на основе принципов государственно-частного партнерства.

В апреле 2013 года запущен в реализацию пилотный проект по строительству дошкольных образовательных учреждений на территории муниципального образования "Город Каменск-Уральский" путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Детский и семейный спорт

Развитие детско-юношеского спорта сдерживает отсутствие современной спортивно-физкультурной инфраструктуры: спортсооружений: и стационарных и плоскостных.

Вклад в ее развитие также получил свое отражение в проектах государственно-частного партнерства крупных предприятий Свердловской области в сфере формирования навыков здорового образа жизни у своих сотрудников и членов их семей.

Прямая заинтересованность руководителей в сохранении здоровья своих работников, повышении их производительности труда, сохранении социальной стабильности по месту их жительства, с одной стороны, и необходимость создания условий для реализации Государственных социальных программ со стороны органов власти, позволили объединить финансовые и организационные усилия, результатом которых стало появление в городах области ряда современных спортивных сооружений.

Я назову только несколько примеров:

При финансовом участии компаний ОАО «ЕврАз» в Качканаре открыта универсальная площадка для занятий зимними и летними видами спорта площадью 1800 квадратных метров. Кроме того, «ЕврАз» приобрел хоккейную форму и новый инвентарь для юных спортсменов клуба «Кристалл» (Качканар) и профинансировал участие детской команды в областных соревнованиях.

В Нижнем Тагиле прошла презентация проекта физкультурно-оздоровительного комплекса, входящего в программу комплексного развития города.

Многофункциональный спортивный центр – один из восьми приоритетных социальных проектов Нижнего Тагила.

Условием финансирования проекта из федерального бюджета стало наличие проектно-сметной документации и привязка к местности. Оно было выполнено благодаря финансовой поддержке со стороны руководства ЕврАза.

Руководством ОАО «Управляющая Компания «Российские Специальные Сплавы» (РосСпецСплав) и министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области достигнута договоренность о строительстве крупного физкультурно-оздоровительного комплекса в поселке Двуреченск Сысертского района.

ОАО «Синара» создало условия для функционирования не только команды мастеров по мини-футболу «Виз-Синара», но и совместно органами местного самоуправления обеспечивают работу ДЮСШ, в которой занимаются 500 мальчишек.

Жилье

Чтобы снизить себестоимость строительства и обеспечить доступность жилья для покупателей со средними доходами, в Свердловской области разработаны соответствующие механизмы государственной поддержки. В частности, из областного бюджета застройщикам компенсируются затраты на прокладку магистральных сетей и дорог, что позволило снизить на 5-6 тыс. стоимость одного квадратного метра. В «Южном» (так называется экспериментальный проект) будут жить в первую очередь бюджетники. Для них дома будут продаваться практически по себестоимости, то есть по цене в пределах 28 тыс. рублей за квадратный метр. Здесь же планируется покупать жилье для детей-сирот и иных категорий граждан, о которых должно заботиться государство. На основе опыта возведения первой очереди в «Южном» уже в 2012 году началось массовое малоэтажное строительство на других площадках. Конкурсные отборы уже прошли три территории, в том числе, Белоярский и Полевской районы. Ожидается, что только эти отобранные проекты смогут дать Среднему Уралу к 2015 году не менее 1,2 млн кв. м. жилья малоэтажной застройки, из которых почти половина относится к категории эконом-класса.

Но есть в Свердловской области еще один проект государственно-частного партнерства, который принципиально отличается от примеров, приведенных выше. В данном случае речь идет о продвижении не отдельных направлений, а о комплексном развитии целой территории – городского округа Верхняя Пышма.

В январе 2013 г. по инициативе генерального директора ООО «УГМК-Холдинг» А.А. Козицына разработан и утвержден решением Думы городского округа Верхняя Пышма «План комплексного развития городского округа Верхняя Пышма на 2013-2020 годы», определяющий основные направления экономического роста, социальной стабильности и качества жизни населения городского округа Верхняя Пышма. Данный документ поддержан Губернатором Свердловской области, Правительством Свердловской области, депутатами Законодательного Собрания Свердловской области. На его основе в июле 2013 г. Правительством Свердловской области утверждена региональная комплексная программа «Комплексное развитие городского округа Верхняя Пышма на 2013-2016 годы».

Это уникальный проект, аналогов которому нет в Свердловской области. Город Верхняя Пышма стал стартовой площадкой для реализации новой формы сотрудничества власти и бизнеса, предполагающей использование механизмов государственно-частного партнерства на территории городского округа. Финансирование программы будет осуществляться за счет средств областного и местного бюджетов, а также за счет средств инвесторов.

Общий объем средств, необходимых для реализации мероприятий программы, составляет 25,8 млрд. руб., в том числе: средств областного бюджета – 4,7 млрд. руб., местного бюджета – 1,3 млрд. руб., средства инвесторов – 19,8 млрд. руб. В период ее реализации, в частности, планируется интенсивное развитие социальной сферы городского округа:

–строительство жилья (порядка 600 тыс. кв. м. к 2020 году);

–развитие учреждений физической культуры и спорта;

–развитие учреждений культуры;

–создание в общей сложности 1510 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях, 1925 мест в общеобразовательных учреждениях, 210 мест в учреждениях дополнительного образования;

–строительство в г. Верхняя Пышма новой детской поликлиники и родильного дома и т.д.

Таким образом, Верхняя Пышма становится пилотным проектом развития через государственно-частное партнёрство не какого-либо одного предприятия, а целого города, всей его социальной инфраструктуры. По словам Губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, это должно стать примером для всех промышленных компаний и людей, которые занимаются бизнесом в Свердловской области.

И не только бизнеса. Работая над выбранной темой выступления, мы столкнулись с серьезным непониманием механизмов государственно-частного партнерства со стороны, как это ни странно, представителей государственного сектора.

Интерес к механизмам государственно-частного партнерства (ГЧП) обусловлен, прежде всего, дефицитом бюджетных средств и низкой эффективностью управленческой деятельности, осуществляемой государственными структурами. На сегодняшний день ГЧП становится все более популярным и эффективным способом решения задач развития той или иной общественно значимой сферы в условиях нехватки бюджетных ресурсов, где выполнение поставленных целей без привлечения инвестиций и потенциала института предпринимательства невозможно.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

КОНКУРС