Предлагаем вашему вниманию эту часть, а также предложения Уполномоченного по правам ребенка, завершающие раздел 2.2.1 доклада.
***
О детском травматизме на дорогах
К сожалению, анализ дорожных происшествий с участием детей, произошедших в течение 2013 года, говорит о том, что, несмотря на очевидные успехи, которые были достигнуты в этом году УГИБДД ГУ МВД РФ по Свердловской области по сравнению с 2012-м (снижение смертности детей в ДТП составило почти 50%), работы остается ещё очень много.
Ниже в таблице 2 приведены цифры количества дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних в 2013 и 2012 годах.
Табл. 2. Количество ДТП с участием детей1
Свердловская область | ДТП | Погибло | Ранено | ||||
абс. | ± % к АППГ | Уд.вес | абс. | ± % к АППГ | абс. | ± % к АППГ | |
2012 год | 630 | 3,8 | 11,7 | 45 | +50 | 661 | 4,1 |
11 м. 2013 года | 480 | -18,8 | 11,5 | 25 (на 10.12.2013) | -47,7 | 520 | -16,1 |
Детальный анализ ДТП с участием детей за 2013 год свидетельствует, что, как и в 2012 году в большинстве случаев виновниками аварий являлись взрослые – в 2012 в 78% случаев, а в 2013 году – в 75%. Гибель детей при непосредственной вине взрослых произошла в 17 случаях или в 68% от всех ДТП со смертельным исходом.
Из 25-ти погибших детей 8 попали в ДТП по собственной вине, причем 4 подростка в возрасте 14-17 лет были на мотоциклах, двое малолетних детей на велосипедах и 2 малолетних пешехода. Еще один 14-летний водитель скутера погиб не по своей вине, но передвигался по трассе в темное время суток и в дождь.
Фото 1. Фотофакт – не пристёгнутый ребёнок |
Таким образом, в 2013 году причиной гибели детей часто становилось нарушение правил передвижения на двухколесных транспортных средствах и в первую очередь мотоциклах и скутерах. Подростки разъезжали по трассе без прав, без номеров и средств защиты. А за малолетними велосипедистами никто из родителей не присматривал. В 2012 году дети в основном гибли в качестве пешеходов (30,8%) и будучи пассажирами при встречном столкновении автомобилей (36,0%).
Из 15-ти случаев гибели детей не по своей вине: пятеро находились в автомобиле не пристегнутыми, без ДУУ или иных средств защиты; на одного малолетнего пешехода наехал пьяный водитель без прав; восемь детей-пассажиров погибли на трассе в результате встречных столкновений транспортных средств, один – в результате столкновения автомобиля с препятствием, и ещё один – на скутере.
Одной из ведущих причин гибели детей стало беспечное отношение родителей к обеспечению безопасности ребёнка внутри транспортного средства (фото 1). Даже годовалые ребятишки, порой не ездят в специальных удерживающих устройствах.
Сохраняет свою остроту проблема подавляющего преобладания вины взрослых при травмировании или гибели детей на проезжей части. Возьмем для примера происшествие, которое произошло в сентябре 2013 года около села Курганово, когда при переходе скоростной трассы в ночное время погибла жительница Екатеринбурга и ее пятилетняя дочь. Женщина возвращалась на садовый участок из магазина и, переходя дорогу по плохо освещенному переходу, не убедилась в отсутствие близко идущего транспорта. В данном случае, даже если в наезде и виноват водитель, то взрослый пешеход все равно должен включать у себя в голове «режим повышенного внимания и защиты от непредвиденной ситуации», тем более, когда ты находишься на трассе с малолетним ребёнком. То же самое касается и водителей, которые несутся по дороге с минимальным обзором обочины, не думая о том, что если из-за препятствия выскочит ребёнок, то на скорости 60-80 км/ч остановиться не сможешь. И, конечно же, взрослым нужно постоянно внушать детям, что соблюдение основных правил поведения на дороге – это очень важно, и взрослым нужно иметь терпение и настойчивость объяснять это постоянно и подтверждать собственным положительным примером. Ведь дети неосознанно берут пример поведения с родителей.
При проведении одного из рейдов ГИБДД в Екатеринбурге мама, перебегающая с дочкой проезжую часть в неположенном месте, устроила настоящую сцену с истерикой сотрудникам ГИБДД за то, что «они отнимают у нее время и задерживают их на занятия по английскому». А позднее, именно на данном участке дороги, произошло ДТП, где отец, держа ребёнка за руку, перебегал с ним дорогу перед близко идущим транспортом, в 20 метрах до светофора. Ребёнок получил тяжёлую травму головы. Когда этот ребёнок тоже сможет приступить к учёбе – на это не могут ответить даже врачи.
В сложившейся ситуации Уполномоченный по правам ребёнка вынужден констатировать, что сегодня вопросы обеспечения безопасности дорожного движения лежат в основном на государстве, и очевидно, что одно оно с ними в одиночку справиться не сможет, только административными мерами ситуацию не исправить. Необходимы усилия всех институтов гражданского общества, нужна целенаправленная работа и со взрослыми участниками дорожного движения, и с детьми. Только так можно воспитать будущих водителей и пешеходов, будущих мам и пап в законопослушном правосознании и уважении к Закону, коими и являются Правила дорожного движения (фото 2).
Фото 2. Видеофакт – мама очень спешит. |
Для решения этих задач Уполномоченным реализовывалось несколько эффективных технологий для вовлечения общества в профилактику детского травматизма:
1) на сайте Уполномоченного в разделе «Сохрани ребёнку жизнь!» продолжали размещаться различные материалы (видеоролики, методические материалы и т.д.) по профилактике детского ДТП, а также информационные материалы о фактах гибели или травмирования детей в авариях; 2) опубликован специальный доклад Уполномоченного по правам ребёнка «Детский дорожно-транспортный травматизм в Свердловской области: причины и тенденции», в продолжение которого стал реализовываться общественный проект «3+ Осторожно дорога!».2
В рамках профилактики дорожно-транспортных происшествий Уполномоченный предложил сотрудникам ГИБДД применять специальные стикеры, вклеивающиеся в дневники школьников, нарушивших правила дорожного движения (рис. 15), а также шире использовать административный потенциал территориальных комиссий по делам несовершеннолетних (далее – ТКДН).
Рис 15. Специальный стикер, вклеивающийся в школьный дневник нарушителя правил дорожного движения |
Основная суть предложенного механизма заключается в том, что после того, когда ребёнок несколько раз нарушил правила дорожного движения на пути в школу или из неё, то его родители будут приглашаться на заседание ТКДН, где обсуждается поведение ребёнка и качество воспитательной работы родителей. На заседание ТКДН, помимо родителей, приглашаются и руководители организаций, не обеспечивших необходимый уровень профилактической работы. Первые результаты принятых мер по состоянию на 01.11.2013 г.:
- в ходе мероприятий ГИБДД по выявлению нарушителей ПДД, не достигших возраста привлечения к административной ответственности, в дневники школьников вклеено 6 128 специальных стикеров;
- в ТКДН было направлено 479 материалов о необходимости принятия мер к родителям детей, нарушившим ПДД в участием детей, по результатам рассмотрения которых, вынесено 242 предупреждения и наложено 75 штрафов.
Кроме того, по каждому факту пресечения правонарушений несовершеннолетними в области дорожного движения были направлены уведомления в органы образования: на имя директоров школ, учащимися которых являлись малолетние правонарушители и руководителей управлений образования с рекомендациями по организации профилактической работы по безопасности дорожного движения. По фактам ДТП с участием детей направлено 311 представлений в органы образования по устранению причин и условий совершения ДТП.
Учитывая, что почти в 70% случаев гибель детей произошла по вине взрослых, необходимо адекватное профилактическое воздействие на семью, на взрослых, находящихся за рулем автомобиля. Одной из форм работы на этом направлении, предложенной Уполномоченным, стало привлечение профсоюзов и объединений предпринимателей, которым предложено наладить работу с трудовыми коллективами. В 2013 году по инициативе Уполномоченного на заседании трехсторонней областной комиссии, участниками которой являются областные профсоюзы, областное объединение работодателей и Правительство Свердловской области, был рассмотрен вопрос о профилактике ДТП с участием детей. Промышленникам и профсоюзам было предложено включиться в работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через создание условий для ведения пропагандистской работы в трудовых коллективах, а органам ГИБДД – оказать им помощь в этом.
В частности, руководителям крупных и средних предприятий было рекомендовано подготовить и провести в рабочих коллективах мероприятия пропагандистского характера, направленные на повышение мотивации водителей, в первую очередь, имеющих детей, с использованием для демонстрации шоковых роликов ДТП с участием детей. Кроме того, руководителям автотранспортных предприятий, обеспечивающих общественные транспортные перевозки, было предложено разработать инструкции для водителей и кондукторов по правилам работы с пассажирами с малолетними детьми, обеспечить общественный транспорт техническими средствами многократного воспроизведения информации (звуковой, визуальной) для доведения пассажирам правил безопасной перевозки ребёнка и т.д.
Значительная часть успеха в профилактике детского дорожного травматизма зависит от позиции и активности ответственных органов, именно поэтому Уполномоченным в течение всего 2013 года поддерживались тесные контакты с Управлением ГИБДД по Свердловской области. Например, после выхода вышеупомянутого специального доклада по совместной инициативе Уполномоченного по правам ребёнка и начальника Управления Демина Ю.А. была создана межведомственная рабочая группа по вопросам снижения детского дорожно-транспортного травматизма, в рамках деятельности которой уже проведен целый ряд профилактических мероприятий.
Предложения Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области: |
Правительству Свердловской области: 1. Принять меры по формированию комплексной системы обеспечения безопасности несовершеннолетних, в основе которой предусмотреть мероприятия, направленные на воспитание в общественном сознании особого, внимательного отношения к детям. 2. Разработать государственную областную программу по профилактике травматизма и гибели несовершеннолетних с привлечением к её разработке и реализации органов государственной власти Свердловской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Свердловской области. |
[1]Данные представлены УГБДД по Свердловской области. В связи с тем, что доклад готовился в конце 2013 года, ряд статистических показателей приведен за 10 или 11 месяцев отчётного года.
[2]Знак «3+» - означает, что правилам ДД детей лучше учить уже 3-хлетнего возраста.