Казалось бы, здорово! Как заявила журналисту «Российской газеты» один из авторов законопроекта, заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ирина Соколова: «Принятием этих поправок мы возвращаем социальную справедливость, ведь поступление в вуз это подчас единственный шанс для сирот занять достойное место в жизни». По мнению депутата: «Возможности детей-сирот при поступлении в вузы на общих основаниях несравнимы с домашними детьми. Проблема в том, что зачастую уровень среднего образования выпускников детских домов гораздо ниже, чем у выпускника среднестатистической школы».
А может вопрос надо поставить по-другому? Почему уровень образования выпускников детских домов гораздо ниже, чем у домашних детей? Что им мешает учиться? Ведь детдомовские дети по сравнению с домашними находятся даже в привилегированном положении – с ними и в школе, и в детском доме работают профессиональные (!) педагоги. Если домашние дети делают, извините за тавтологию, домашнее задание, как правило, в тот период, когда их родители находятся на работе, т.е. одни, то детдомовские – под присмотром и при помощи педагогов детского дома. Казалось бы, надзор и профессиональная помощь должны содействовать более глубокому усвоению ими знаний.
Но нет – мы дадим возможность этим детям с низким уровнем знаний быть зачисленными в вуз без конкурса. И где они потом эти недостающие знания средней школы доберут – в вузе? Сомнительно.
И не окажется ли это всё для детей медвежьей услугой? Ведь дети-сироты, заведомо зная, что их примут в вуз без конкурса такими, какие они есть, потеряют всякую мотивацию к учёбе в школе, к получению хорошего аттестата. А поступив в вуз с серьёзными пробелами в общем образовании, эти ребята скорей всего будут отчислены за неуспеваемость после 1-го курса.
Кстати, безконкурсным зачислением могут быть довольны и руководители детских домов: не нужно теперь биться за повышение успеваемости доверенных им детей, зато можно писать победные реляции – 100% выпускников поступили в вузы! Не правда ли – эффективный критерий оценки деятельности администрации детского дома?
Конечно, можно пойти в устранении «социальной несправедливости» ещё дальше – запретить отчислять из вузов детей-сирот, тянуть их с курса на курс, выдав в итоге диплом специалиста. Ну, и кому такой «специалист» (инженер, врач или учитель) будет нужен?
И другой аспект этого решения: предоставляя бюджетное место без конкурса плохо подготовленному выпускнику детского дома, мы закроем дорогу кому-то из неплохо подготовленных домашних детей. А как быть тут с равными детскими правами?
Так может дети-сироты, проживающие в детских домах, нуждаются не в безконкурсном зачислении в вузы, а в более серьёзной образовательной подготовке в самом учреждении.
Совместная работа педагогов школы и детского дома обязательно должна давать положительные результаты. И уровень знаний ребёнка не должен зависеть от того, где он проживает – дома с родителями или в казенном учреждении.
Ведь у нас есть пример – суворовские и кадетские училища. Дети, обучающиеся в них, находятся в схожих казённых условиях и домашнее задание делают в училищах под надзором классных наставников, но в вузы-то они поступает без всяких льгот и весьма успешно.