Теперь вернемся к школе. Заметил ли ты, что девочки, особенно в младших классах, чаще учатся лучше мальчиков? В чём причина? Девочку и до школы, как правило, приучают к мелкой посильной работе: мыть посуду, стирать мелкие вещи, гладить носовые платки, подметать. Прилежность, трудолюбие сказываются и на отношении к занятиям, и, соответственно, на результатах занятий. Еще один важный фактор – регулярность, каждодневность их работы по дому.
Как обычно бывает в семьях? Мальчик помогает отцу, девочка – матери. Дочка учится женской работе, сын – мужской. А какая работа мужская, какая – женская? Типичные мужские дела: отремонтировать, переставить, прибить, принести, вынести. Работа эта нерегулярная, от случая к случаю. А женская работа постоянна – еду приготовить, посуду вымыть, бельё постирать, потом погладить, заштопать, пуговицы пришить и т. д. Эта ежедневная работа приучает к прилежанию, трудолюбию, терпению, к чему нередко совсем не приучены мальчики. А учиться без труда и терпения – дело совершенно немыслимое. Это знает каждый.
Трудолюбие и терпение всегда идут рука об руку, опираясь ещё на одно важное качество личности – волю. С точки зрения психологии воля – это способность человека к выбору цели деятельности и к внутренним усилиям, необходимым для осуществления цели. Как же это понимать? Прежде всего, воля – акт сознательный, поскольку она всегда проявляется в выборе. Выбор может быть совсем несложный – пойти в кино или сделать уроки, посмотреть фильм или помочь маме. А может быть и более трудный: пройти мимо хулиганов, обижающих младшего, или заступиться за него, даже если силы неравные. Или же, например, у летчика – прыгнуть с парашютом или на пределе возможностей дотянуть, посадить аварийный самолет.
Выбор, который делает человек, всегда направлен на преодоление препятствий. Это всегда победа «я должен» над «я хочу». Жизнь человека имеет множество вариантов развития: либо она пойдет так, либо иначе. Потому-то огромное значение придают люди волевым качествам.
Человек сильной воли – характеристика явно положительная, в отличие от нелестной – слабовольный.
Внутренняя борьба между «хочу» и «надо» – борьба мотивов. Мотив – то, что побуждает человека к деятельности, являясь внутренней силой поведения. Его часто путают со стимулом – внешним воздействием, воздействием со стороны. Воспринимается он в зависимости от взглядов человека, его чувств, настроений, интересов. Когда стимул становится реальной побудительной силой поведения, он превращается в мотив.
Всякое волевое действие раскладывается на несколько этапов. Вначале всегда идет осознание цели. Например, ты решил совершенствовать иностранный язык, чтобы читать произведения любимых писателей в оригинале. Это твоя цель. Далее идет стремление к её достижению, желание её добиться. Оно упирается в следующий этап – осознание ряда возможностей. Ты прикидываешь, какими путями можно достигнуть цели: читать, переводить, пересказывать, заучивать слова или стихотворения, заниматься с преподавателем. Затем идет следующая ступенька волевого действия — осознание мотивов твоего желания, их подкрепляющих или опровергающих.
С одной стороны, ты хочешь знать язык, с другой – думаешь, так ли уж это необходимо. И каждый мотив подкрепляется теми или иными рассуждениями, связанными с твоей индивидуальностью.
После этого начинается борьба мотивов: надо или не надо знать язык в твоей ситуации. Причем за «надо» голосует и желание больше знать, быть образованнее, и стремление попробовать свои силы проявить характер. А за «не надо» – лень, нежелание «перегружаться», работать и так далее.
В этой невидимой борьбе побеждает тот или иной мотив. Например, ты всё-таки пришел к решению начать серьезно заниматься иностранным языком. За ним неизбежно следует последний этап – осуществление решения, этап длительный, не всегда протекающий гладко, но всегда приносящий удовлетворение, когда решение осуществлено, цель достигнута.
Поставив цель, пусть даже самую простую – читать ежедневно отрывок из английского текста или делать утреннюю гимнастику, – надо стремиться во что бы то ни стало достичь её. Только способность достигнуть цели скажет тебе, есть ли у тебя воля.
Открыто выражай свое мнение
Невозможно всем нравиться и у каждого вызывать симпатию. Те, у кого есть характер, как правило, не любят тех, у кого его нет. Надо себе признаться, что очень часто мы боимся проявить характер и бываем чересчур мягкими. Не хочется никого огорчать, поднимать лишний шум, протестовать. Мы уступаем, приспосабливаемся к тому, что нам не нравится, пасуем перед грубостью, закрываем глаза на хамство и бестактность.
Конечно, вежливость и любезность помогают обходить острые углы, внешне упрощают проблемы. Но часто случается так, что тактичность и обходительность граничат с лицемерием. Такие отношения внешне выглядят вполне нормальными, но это только внешне. А в глубине души часто копится ненависть. Ты перевариваешь в себе обиды и зависть, а это долго продолжаться не может: ты либо взрываешься, либо медленно отравляешься этими качествами.
Остерегайся слишком мягких, слишком спокойных людей. Ведь их агрессивность проявляется тем сильнее, чем реже она прорывается наружу. Ведь на самом деле желание быть любезными со всеми – это не что иное, как тщеславие и слабость одновременно. Не стоит бояться, что, проявив характер, выразив несогласие или неприятие, будешь отвергнут обществом, что это осложнит существование. И не стоит брать пример с американцев и улыбаться всем, стараясь не нажить врагов и избежать проблем. Ведь такого не бывает. Глупо разыгрывать любезность, а за спиной злословить.
Лучше будет, если ты будешь открыто выражать своё мнение и настаивать на своем, если с чем-то не согласен. Умные люди оценят твой поступок. А остальные... что ж, приобрести врагов тоже иногда полезно. Мудрецы говорят, что «не имеющий врагов достоин жалости».
Источник: vashechudo.ru