Преимущество мультипликационных фильмов для формирования у детей дошкольного возраста основ гигиены
Наверное, нет ни одного родителя и педагога, работающего с дошкольниками, которые не сталкивались с проблемами, когда ребёнок по каким-либо причинам не хочет выполнять обычные для взрослого требования гигиены. Ребёнок может отказываться от мытья рук, тела, волос, от умывания, от расчёсывания, от чистки зубов. Часто такой отказ проявляется в форме активной непокорности, вплоть до слёз, истерик. Взрослому бывает трудно объяснить ребёнку необходимость тех или иных требований гигиены так, чтобы ребёнок понял. Порой ребёнок не связывает выполнение гигиенических требований со своим здоровьем, самочувствием, эстетикой внешнего вида.
Существует много способов решения этой проблемы, одним из которых являются тематические мультфильмы. Мультфильмы в доступной форме показывают ребенку ценности и модели поведения, причинно-следственные связи, последствия тех или иных действий, заставляют ребенка мыслить, задавать важные вопросы и искать на них ответы. Герои мультфильмов близки и понятны детям и часто являются антипримерами или примерами для подражания. В мультфильме герой показывается целостно, с нескольких сторон – поэтому ребёнок может как бы увидеть себя со стороны, что крайне важно, поскольку в реальной жизни ребёнок ещё этого не умеет. Поэтому мультфильмы можно использовать как одно из средств формирования элементарных представлений у детей дошкольного возраста о необходимости выполнения элементарных гигиенических требований, а также положительного отношения к чистоте, негативного отношения к неряшливости.
Преимущества мультфильмов для формирования основ гигиены у детей дошкольного возраста в том, что они ярко, доступно, образно показывают, как надо и как не надо делать. Сюжет подобных мультфильмов обычно строится по такой схеме: сначала показан антипример (неряшливый, грязный, не соблюдающий правила гигиены ребёнок), а потом пример для подражания (чистоплотный ребёнок). Кроме того, мультфильмы в красочной форме показывают ребёнку последствия неправильного поведения, нарушающего требования гигиены, что способствует усвоению ребёнком смысла гигиенических процедур.
Для формирования основ гигиены средствами мультфильмов рассмотрим несколько фильмов: «Мойдодыр» (© Союзмультфильм, 1954, по сказке К. Чуковского), «Королева зубная щётка» (© Союзмультфильм, 1962, по мотивам сказки С.Могилевской), «Птичка тори» » (© Союзмультфильм, 1976). В мультфильмах «Мойдодыр» и «Королева зубная щётка» поднимается тема чистоты тела: показаны грязные, неопрятные, непричёсанные ребята, которые из-за нежелания мыться попадают в проблемные ситуации. От мальчика из «Мойдодыра» сбежали все домашние и личные вещи, поскольку он был грязный; чумазая девочка из мультфильма «Королева зубная щетка» попала в сказочную страну и вернуться домой смогла только, отмыв грязь и причесавшись. Решая эти проблемы, герои мультфильмов приходят к пониманию того, что необходимо следить за собой, быть чистым. Так маленьким зрителям показывается ценность чистоты тела. В мультфильме «Птичка тари» показана другая проблема родителей – нежелание маленьких детей чистить зубы. Крокодил не чистил зубы, они загрязнились и заболели. Крокодил испытывал сильную боль, и только когда птичка почистила ему зубы и удалила больной зуб, боль прошла. После этого крокодил стал чистить зубы. Пример того, что может случиться, если не чистить зубы, поможет понять ребёнку смысл этого гигиенического требования.
После просмотра данных мультфильмов ребёнку можно задать несколько вопросов, например: опишите главного героя, какой он был в начале мультфильма? Что он не делал и не хотел делать? Правильно ли он делал? К чему привело нежелание героя делать то, что нужно? Кто ему помог? Каким он стал в конце мультфильма? Что он начал делать? Каким вам герой больше понравился: в начале фильма или в конце? Почему? На кого бы вы хотели быть похожим: на героя в начале мультфильма или в конце?
Мы рассмотрели мультфильмы, обладающие воспитательным потенциалом, который можно использовать для формирования представлений о необходимости выполнять гигиенические требования, данные мультфильмы можно использовать в педагогических целях.
комментарии
У вас не давно книга вышла... Так хочу ее приобрести... но как.. незнаю... :-( Я живу в Казахстане, в городе Алматы... Есть ли какие то способы получить эту книгу... Помогите пожалуйста мой эл-ный адрес: bota_zhan.05
Давайте спишемся. Мне было бы с Вами очень интересно побеседовать.
к. соц. н., доцент Немова Ольга
nhl_
Как оцениваете закон о мультиках?
Буду надеяться на дальнейшее сотрудничество.
кандидат соц. н., доцент Немова Ольга
Моя эл. почта: nhl_