Доклад Уполномоченного "Безопасность детей на дороге и в автомобиле: ответственность родителей"
«Обеспечение права детей на безопасность во всех областях их жизни, снижение смертности и инвалидизации несовершеннолетних от внешних причин – одно из приоритетных направлений современной государственной политики России в сфере демографической безопасности. Создание семьей, школой, обществом и государством всех необходимых условий для сокращения масштабов детского и подросткового травматизма в ДТП является неотъемлемой составляющей этой общенациональной задачи.
За последние два года приняты серьезные законодательные и организационно-правовые меры по повышению безопасности дорожного движения для детей и подростков:
- ужесточена административная и уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в состоянии алкогольного опьянения;
- введена административная ответственность за нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения;
- повышена административная ответственность за нарушение других правил перевозки людей, в том числе несовершеннолетних пассажиров;
- утверждены Правила организованной перевозки группы детей автобусами;
- установлены Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей;
- приняты Требования к транспортным средствам для перевозки детей.
В результате принятых мер за последние 5 лет (с 2010 по 2014 гг.) численность погибших в ДТП детей снизилась на 2,2 % (с 898 до 878 чел.).
Однако ситуация в этой сфере остается серьезной. Ежедневно мне поступает сводка ЧП с участием детей и подростков, в которой исключительно редко обходится без информации об очередном случае детского травматизма, а то и смерти на дорогах.
Так, в 2014 году каждое 10-е зафиксированное ДТП произошло с участием детей, каждый 11-12-ый раненый и каждый 30-ый погибший в ДТП – ребенок.
В прошлом году зарегистрировано 20 376 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет. Это на 3,7 % меньше, чем в 2013 году (21 148), но все еще превышает аналогичный показатель 2010 года (20 262 ДТП).
Число раненых в 2014 году в ДТП детей (21 588 чел.), хотя и снизилось на 3,7 % по сравнению с 2013 годом (22407), но все еще превышает соответствующий показатель 2010 года на 2,1 % (21 149 чел.).
В связи с этим повышенное внимание следует уделять профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.
Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» запланировано создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
В этих целях предусмотрено обучение детей и подростков Правилам дорожного движения, формирование у них навыков безопасного поведения на дорогах, укрепление и контроль дисциплины участия детей в дорожном движении и создание для этого необходимых условий.
Многие школы в стране оборудованы обучающими площадками по правилам поведения на дороге. Начат выпуск специальных обучающих игр и игрушек. Однако такая практика существует не повсеместно.
Это направление деятельности нужно развивать во всех регионах страны, особенно там, где ситуация в сфере дорожно-транспортного травматизма детей остается напряженной. Так, за 5 лет (с 2010 по 2014 гг.):
- наибольший прирост ДТП с участием детей зарегистрировано в Астраханской области (+ 87,9 % со 132 до 248), Республике Калмыкия (+ 86,3 % с 51 до 95), Пермском крае (+ 59,5 % с 383 до 611), Пензенской области (+ 57,6 % со 144 до 227);
- наибольший прирост численности раненых в ДТП детей зафиксирован в Республике Калмыкия (+ 114,6 % с 48 до 103), Астраханской области (+ 106,7 % со 134 до 277), Пермском крае (+ 63,5 % с 406 до 664), Чеченской Республике (+ 62,0 % с 50 до 81), Пензенской области (+ 56,0 % со 150 до 234).
В 2014 году наибольшее количество ДТП с участием детей зарегистрировано в Москве (850), Санкт-Петербурге (743), Московской области (720), Республике Татарстан (615), Пермском крае (611).
Руководству указанных регионов, профильным органам исполнительной власти нужно обратить особое внимание на преодоление неблагополучия в этой сфере, проанализировать эффективность действующих региональных планов и программ, скорректировать их и принять на основе эффективной организации межведомственного взаимодействия меры по обеспечению безопасности детей на дорогах.
Одними из наиболее распространенных причин наездов на детей остаются: переход детьми проезжей части в неустановленном месте или неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств, деревьев и сооружений.
Непосредственная близость детских организаций, в том числе интернатного типа, от проезжей части усугубляет ситуацию с дорожно-транспортным травматизмом детей. При этом дорожный знак «Осторожно, дети!» установлен далеко не везде.
Предлагаю в связи с этим проанализировать и применить в других субъектах РФ положительный опыт тех регионов, где в 2014 году значительно снизились показатели детского дорожного травматизма: в Ненецком автономном округе (- 64,7 %), Ульяновской области (- 26,8 %), Смоленской области (- 23,3 %), Республике Коми (- 22,8 %), Свердловской области (- 22,2 %).
Количество погибших в результате ДТП детей существенно сократилось: в Ямало-Ненецком автономном округе (- 100 %), Курской области (- 71,4 %), Владимирской области (- 58,3 %), Тюменской области (- 52,4 %) и Нижегородской области (- 50,0 %).
Накануне настоящего семинара мы запросили и обобщили информацию об опыте работы в области профилактики ДТП с детьми Уполномоченных по правам ребенка из всех субъектов РФ.
Интересен, к примеру, опыт Уполномоченного по правам ребенка в Астраханской области, который совместно с сотрудниками регионального ГИБДД регулярно участвует в проведении профилактических мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
В рамках региональной программы по повышению безопасности дорожного движения реализуется ряд важных программных мероприятий, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Для школ приобретаются световозвращающие браслеты, во всех общеобразовательных учреждениях региона оформлены паспорта дорожной безопасности, повышена безопасность перевозки организованных групп детей автомобильным транспортом, организуются региональные акции.
Так, акция "Пристегни самое дорогое" направлена на разъяснение необходимости пользования автокреслами и мер ответственности за нарушение данного требования. Приучить пешеходов, и в первую очередь, детей иметь при себе световозвращающие элементы, призвана новая акция «Селфи безопасности», которая стартует в регионе в ближайшее время.
В результате за 6 месяцев 2015 года на территории Астраханской области на 21,6% снизилось количество ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, на 21,8% сократилось число детей, получивших травмы в результате ДТП.
В Кемеровской области с 2009 года на дорогах вблизи образовательных организаций введена экспериментальная разметка «Школа». Водители, видя такую разметку, снижают скорость. По данным ГИБДД в местах, где была нанесена разметка «Школа», ДТП с участием детей не зарегистрировано.
По инициативе Губернатора Кемеровской области А.Г.Тулеева с 2005 года в Кузбассе введена практика вручения 1 сентября всем первоклассникам области световозвращающих приспособлений (фликеров). Проводится ежегодный областной фотоконкурс «Стань заметней», на родительских собраниях ведется разъяснительная работа о необходимости ношения светоотражающих подвесок в вечернее время. Родительская общественность принимает активное участие по обеспечению детей светоотражающими элементами на одежде, обуви, сумках.
Сделать безопасной в наш высокотехнологичный век детскую среду, особенно, в условиях мегаполисов, – задача не из легких.
Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с самого раннего возраста, в детских садах. Для этого в образовательные программы детских садов, начальной школы следует включать практическое обучение детей Правилам дорожного движения, отработку навыков на специализированных игровых «автогородках».
Важно подключать к этому родителей, разъяснять им необходимость обучения детей правилам и навыкам безопасного поведения на дороге, приобретения детям одежды со светоотражающими элементами.
Вместе с взрослыми решают эту проблему самые активные и неравнодушные из ребят – юные инспекторы движения. Как никто другой они могут доходчиво объяснить своим сверстникам и ребятам помладше, как безопасно и культурно вести себя на дороге, не стать жертвой ДТП, не искалечить свою жизнь и здоровье, помочь другим участникам дорожного движения. Этот опыт необходимо поддерживать, развивать и повсеместно внедрять во всех регионах страны.
По результатам выездных проверок Уполномоченных по правам ребенка регулярно выявляются нарушения Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и других нормативных правовых актов, действующих в этой сфере. Так, например:
- на остановочных пунктах школьных автобусов отсутствуют аншлаги с указанием номеров маршрутов и временем отправления и прибытия;
- паспорта школьных маршрутов требуют доработки (отсутствуют схемы маршрутов с указанием опасных участков);
- инструктаж водителей и сопровождающих проводится не ежедневно;
- проведение занятий с водителями школьных автобусов по ежегодной 20-часовой программе не соответствует предъявляемым требованиям;
- отсутствуют журналы сверки с Государственной инспекции безопасности дорожного движения нарушений правил дорожного движения.
- недостаточная развитость инфраструктурной составляющей: отсутствие или ненадлежащее состояние и неудовлетворительное оборудование пешеходных переходов, дорожных ограждений, неполадки со светофорными объектами, недостаточное число выделенных пешеходных дорожек.
Региональными уполномоченными по правам ребенка отмечается низкий уровень дорожной культуры родителей и, как следствие, их детей. В связи с этим предлагается обеспечить непрерывную и преемственную систему преподавания несовершеннолетним теоретических основ безопасности дорожного движения и практических навыков их применения в образовательных учреждениях. Такое изучение должно начинаться в детских садах, органично вписываться в школьные образовательные программы и совершенствоваться в автошколах. На сегодняшний день такая стройная система отсутствует.
Не могу еще раз не обратить внимания на сохраняющийся до сих пор, несмотря на мои многочисленные обращения, существенный недостаток существующих форм статистической отчетности в этой сфере.
В нарушение общепринятого и в международном праве, и в российском законодательстве определения понятия «ребенок» как лица в возрасте от 0 до 18 лет, официальная статистика до сих пор фиксирует случаи дорожно-транспортного травматизма с участием детей только до 16 лет.
Таким образом, травмы и смертность на дорогах подростков в возрасте 16-17 лет в статистику ГИБДД о ДТП с участием детей не попадают. В результате, достоверной картиной дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних мы не располагаем, что затрудняет анализ причин и условий таких ДТП, с учетом возрастной специфики поведения подростков на дорогах, и разработку специальных мер профилактики нарушений ими правил дорожного движения. Поддерживаю также предложения специалистов относительно:
- включения в законодательство об образовании обязанности образовательных организаций вести паспорт дорожной безопасности образовательной организации, содержащий сведения об организации дорожного движения вблизи территории детского сада, школы, колледжа и т.п. (включая план-схему района, в котором расположен детский сад, школа или колледж, с обозначением путей движения транспортных средств, размещения соответствующих технических средств и расположения парковочных мест, а также маршрутов, по которым следуют дети в школу и из школы домой);
- повышения законодательных гарантий безопасности перевозок детей специальным транспортом, включая введение обязанности водителей проходить специальное тестирование с целью подтверждения права на вождение транспортных средств, в которых будут перевозиться дети, а также передачи функций технического обслуживания школьных автобусов, проведения их инвентаризации, проверки водителей специальным региональным организациям.
Считаю также необходимым ввести юридическую ответственность за оставление малолетнего ребенка без присмотра в машине родителями и иными лицами, их заменяющими.
Ежегодно десятки детей погибают по этой причине.
- В Свердловской области оставленная в машине годовалая девочка погибла, запутавшись в ремнях безопасности. Мать оставила малышку в машине на два часа.
- В Ульяновске родители оставили 6-летнюю девочку в машине, сами же отправились в гипермаркет за покупками. Девочка высунулась в окно и нечаянно нажала на кнопку электрического стеклоподъемника. Шея малышки оказалась зажатой стеклом. Спасти ребенка медикам не удалось.
- Во Владимире 23-летний отец оставил в машине троих детей. Для развлечения мужчина включил им телевизор, для надежности запер автомобиль и отлучился по своим делам. Через некоторое время в машине случилось короткое замыкание, и автомобиль заполнился едким дымом. Младший ребенок умер от отравления едким дымом.
- Летом 2014 года в Ижевске родители оставили новорожденного малыша в люльке на заднем кресле. Когда они вернулись, ребенок погиб в результате перегрева.
- В мае 2013 года в Улан-Удэ в салоне автомобиля, припаркованного возле авторынка, сотрудниками полиции было обнаружено тело маленького мальчика. Вокруг шеи ребенка был затянут ремень безопасности. Родители погибшего на днях приобрели автомобиль. Они поехали вместе с сыном на авторынок, чтобы оформить оставшиеся документы на машину. Остановившись на парковке, взрослые оставили ребенка в салоне, а сами пошли в офис одной из компаний.
Согласно статистике, в США в 2014 году в результате перегрева в автомобилях погибло 30 детей. В 2013 году – в полтора раза больше - 44 ребенка. Всего с 1998 года по этой причине погибло 637 детей. В 70% случаев – это дети младше 2 лет.
Среди основных причин таких трагедий, по данным социологических исследований: в 53% случаев родители забыли ребенка в машине, в 29% - ребенок играл в автомобиле, находящемся без присмотра, в 17% - ребенка намеренно оставили в машине, 1% - прочее.
Большинство родителей просто не знают о последствиях оставления ребенка в машине. Как показывает мировая практика, большинство детей гибнут в машине в результате воздействия экстремальных температур: перегрева или переохлаждения. Тело ребенка перегревается в 5 раз быстрее тела взрослого. Тепловой удар – опасное состояние, которое может вызвать шок, повреждение мозга, отказ органов и даже смерть.
В связи с высокой степенью общественной опасности оставления детей одних в автомобиле предлагаю:
1) внести изменения в п. 12 Правил дорожного движения Российской Федерации, дополнив их пп. 12.9. следующего содержания: «Во время остановки и стоянки транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей) запрещается оставлять в них детей до 12-летнего (как вариант – 14-летнего) возраста без сопровождения одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя, либо другого лица, достигшего возраста 18 лет (вариант – 16 лет).»;
2) за «оставление во время остановки и стоянки транспортного средства в легковом или грузовом автомобиле малолетнего ребенка без сопровождения одного из родителей (законного представителя) или другого лица, достигшего возраста 18 лет, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 109, 125, 156 УК РФ», должна быть установлена административная ответственность в виде специальной части в статье 12.19. КоАП «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств».
В настоящее время при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 109, 125 и 156 УК РФ, к лицам, оставившим малолетнего ребенка одного в машине, может применяться статья 5.35. КоАП за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, защите прав и интересов несовершеннолетнего. Но санкция в этой норме не соответствует общественной опасности данного деяния – штраф в размере от ста до пятисот рублей.
Предлагаю также обсудить и в случае поддержки участниками нашего семинара включить в резолюцию семинара следующие предложения региональных уполномоченных по правам ребенка:
Рекомендовать Государственной Думе:
- повысить административное и уголовное наказание за нарушение водителем правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетнего;
- увеличить штрафные санкции за ДТП, в которых пострадали дети, если в виновником аварии стал водитель;
- усилить административную ответственность родителей за отсутствие у детей световозвращающих повязок;
- ввести единые требования (ГОСТ) к световозвращающим элементам (фликерам), которые позволят отличить их от других элементов с подобными свойствами и сделать пешеходов, особенно несовершеннолетних, более заметными для водителей в темное время суток;
- ввести стандарты производства детской одежды с использованием световозвращающих элементов;
- законодательно установить дорожные знаки: «Внимание, школа!», «Внимание, детский сад!».
Рекомендовать Министерству образования и науки РФ:
- совместно с МВД России завершить повсеместное внедрение в образовательных учреждениях паспортов дорожной безопасности, включающих схемы безопасных маршрутов следования детей «дом – образовательное учреждение – дом»»;
- в течение 2016 года изучить организацию данной работы в субъектах Российской Федерации с привлечением специалистов и уполномоченных по правам ребенка;
- направить органам управления образованием субъектов РФ рекомендации по вопросам организации проведения в образовательных организациях профилактической работы с обучающимися и их родителями (законными представителями) в сфере безопасности дорожного движения.
Рекомендовать высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- разработать и принять целевые региональные программы по безопасности дорожного движения, особое внимание уделить в них мероприятиям по профилактике детского дорожного травматизма, повышения квалификации воспитателей и педагогов образовательных организаций, в том числе дошкольных, а также компетентности родителей по вопросам формирования у детей и подростков устойчивых установок безопасного поведения на улицах и дорогах;
- обеспечить внедрение в образовательных организациях единой системы обучения, охватывающей все возрастные группы детей и способствующей формированию у них не только теоретических базовых знаний правил безопасного поведения на дороге, но и практических навыков поведения в сложной дорожной обстановке;
- организовать введение в субъектах РФ на региональном телевидении рубрики: «Внимание! На дороге наши дети»;
- развивать социальную рекламу по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, в том числе по безопасности перевозок детей на автотранспорте;
- разработать детские проекты, которые бы позволили передать знания по ПДД от старшеклассников детям дошкольного возраста, начальной школы;
- рассмотреть вопрос о создании условий для формирования в образовательных учреждениях отрядов юных инспекторов дорожного движения с целью привлечения детей и подростков к проведению профилактических мероприятий, пропагандистской и просветительской работы в данном направлении.
Серьезное обсуждение с участием специалистов и экспертов, представителей органов государственной власти, общественных организаций, научного сообщества имеющегося опыта и методов предупреждения детского травматизма и смертности на дорогах, привлечения к этой работе юных участников дорожного движения, формирования у них навыков дорожной безопасности и повышения культуры поведения в общественных местах, начиная с самого раннего возраста, будет способствовать сохранению будущих поколений наших сограждан, генофонда России.
Итоги настоящего обсуждения будут полезны в деятельности уполномоченных по правам ребенка, работающих во всех регионах страны и старающихся держать под контролем все сферы жизнедеятельности детей, проживающих на их территории, их безопасность и благополучие».