16.03.2012 версия для печати

Использование воспитательного потенциала мультипликационных фильмов для формирования ответственного отношения к природе у детей дошкольного возраста

Аспирант Уральского государственного педагогического университета,
автор статей по мультипликации и методического пособия «Внимание! Мультфильм»,
практикующий педагог
Анна Бурухина

В наше время мультфильмы, как и вся медиа-продукция, являются очень сложным и разнородным явлением. Влияние мультфильмов на детей сложно переоценить, поскольку именно они, наравне с родителями, вводят детей в широкий мир социальных взаимоотношений и шаблонов возможного поведения. Поэтому к выбору мультфильмов для вашего ребёнка необходимо подходить очень серьезно!

Использование воспитательного потенциала мультипликационных фильмов для формирования ответственного отношения к природе у детей дошкольного возраста

Одной из задач экологического воспитания является формирование у детей ответственного отношения к природе, «осознания ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды» (Рыжова Н.А.). Причем начинать формировать такое отношение лучше с самого раннего возраста. Но, чтобы ребенок начал в реальной деятельности ответственно и заботливо относиться к природе, он должен понимать и знать, зачем это нужно, что для этого нужно, и какие могут быть последствия его поступков, как положительных по отношению к природе, так и негативных.

Существует много средств для решения поставленной задачи, одним из которых являются мультипликационные фильмы. Мультфильмы – это одно из эффективных средств воспитания детей дошкольного возраста, поскольку они являются наиболее близким и понятным для ребенка видом искусства, в доступной форме знакомят ребенка с миром, показывают ребенку ценности и модели поведения, причинно-следственные связи, последствия тех или иных действий, заставляют ребенка мыслить, отвечать на важные вопросы. То есть способствует развитию в ребенке определенных качеств и ценностей. Герои мультфильмов понятны детям и часто являются примерами для подражания. Несомненным плюсом мультфильма является то, что он транслирует одновременно картинку и слово. Поэтому их можно использовать для экологического воспитания дошкольников, тем более, что большинство детей дошкольного возраста к мультипликационных фильмам относятся с большим интересом.

Одной из экологических проблем современного общества является безответственное отношение к природе: когда человек в отношении природы поступает в своих интересах или желаниях, не задумываясь о последствиях своих действий.

Данная тема рассматривается в следующих мультфильмах: «Сказка старого дуба» (реж. Ходатаева О., Союзмультфильм, 1948) и «Про кота Васю и охотничью катавасию» (реж. Кресницкий К., Беларусьфильм, 1981).

В мультфильмах «Сказка старого дуба» и «Про кота Васю и охотничью катавасию» показаны обычные озорные мальчишки (дошкольного возраста), которые относятся к природе безответственно: Макарка из «Сказки старого дуба» бессмысленно трясет деревья, обламывает их ветки, привязывает качели к ветке и качается, пока та не ломается, выводит на стволе дуба ножом свое имя, разрушает гнезда птиц и разгоняет их всех рогаткой. В итоге деревья уходят, птицы улетают. И вдруг Макар обнаруживает, что без них человеку тяжело: некуда спрятаться от солнца и пыли (а раньше от солнца или пыли закрывали деревья), жучки без птиц погрызли все кусты, плоды и даже мебель. Получается, что в природе есть какой-то баланс, который нельзя нарушать своими неправильными действиями, что человек зависит от природы, а значит, он должен к ней соответствующе относиться: заботиться и оберегать. Макар это понимает и возвращает деревья и птиц, а впоследствии рассаживает огромный красивый сад.

Почти та же история происходит с мальчиком из мультфильма «Про кота Васю и охотничью катавасию»: он тоже сначала был довольно эгоистичен в своем отношении к природе: он рогаткой разогнал всех птиц, после чего насекомые чуть было не съели все и очень напугали самого мальчика. Почти одинаковая по содержанию история подана совершенно в разных формах: один мультфильм нарисованный, другой – кукольный, в одном герои разговаривают, в другом – поют.

Таким образом, в этих двух мультфильмах показан сначала анти-пример поведения (небрежное, безответственное отношение к деревьям, птицам); результат, к которому привело это поведение (деревья ушли, птицы улетели), а потом пример поведения (бережное, ответственное отношение к природе) также с результатом, уже положительным (взаимодействие человека и природы в гармонии).

После просмотра мультфильма с детьми нужно поговорить, задать вопросы, чтобы закрепить увиденное. Например: Почему птицы улетели? Что было после того, когда они улетели? Что нужно было сделать мальчику (и что не нужно), чтобы они не улетали? Будете ли стрелять из рогаток в птиц и ломать деревья? Мультфильм в совокупности с обсуждением и правильными выводами способствует формированию ответственного отношения к природе.

Тема, поднятая в мультфильмах, весьма актуальна. Стоит вспомнить только ситуацию с истреблением воробьев в Китае в середине ХХ века. Кстати, эта реальная поучительная история случилась позже, чем был снят мультфильм «Сказка старого дуба».

Чтобы эффективнее использовать воспитательный потенциал мультфильмов, их лучше всего сочетать с такими приемами, как беседа, обсуждение, практическая деятельность. Во многих мультфильмах советского периода есть воспитательный потенциал, который можно использовать для экологического воспитания дошкольников.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Конкурс