Предлагаем вашему вниманию один из подразделов этого доклада, посвящённый проблеме гибели детей в пожарах, в котором приведены рекомендации Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области.
О гибели детей в пожарах
В первые дни мая 2015 года в Свердловской области произошла серия трагедий, унесших жизни семерых малолетних детей. Только 4-го мая в Нижнем Тагиле, Тугулыме и Серове сгорело пятеро ребятишек, возраст которых не превышал 7-ми лет.
Необходимо отметить, что в последние годы обстановка с гибелью и травмированием детей в результате пожаров на территории Свердловской области была стабильно тяжелой. По данным мониторинга Аппарата Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области: 2012 год – в пожарах погибло 22 ребёнка; 2013 год – 32 ребёнка; 2014 год – 28 детей, в первом полугодии 2015 года – 12 детей. Причем, 75% из них не было еще и 6 лет! Гибли в основном дети из неблагополучных семей. Основная причина – халатное отношение взрослых, как к судьбе собственного ребёнка, так и своей судьбе, выражавшееся в асоциальном поведении, беспечности к обеспечению противопожарной безопасности. Еще один фактор, который способствовал трагедиям – это отсутствие каких-либо явных результатов работы органов и учреждений профилактики по снижению гибели детей в пожарах, поскольку наиболее массовые трагедии случались именно в тех семьях, которые должны были быть под надзором этих органов.
Ситуация требовала тщательного анализа и принятия оперативных организационных и управленческих решений, именно поэтому 20 мая 2015 года в Аппарате Уполномоченного состоялось заседание межведомственной рабочей группы по вопросам профилактики травмирования и гибели детей в результате пожаров. В ходе обсуждения мер, которые необходимо оперативно принять для нейтрализации сложившихся негативных тенденций, Уполномоченным было предложено внедрить в муниципальных образованиях схему взаимодействия субъектов системы профилактики и органов пожарного надзора по снижению рисков гибели детей в результате пожаров, основанной на ключевой роли территориальных комиссий, с вовлечением в эту работу муниципальных жилищно-коммунальных служб (рис. 14).
Рис. 14. Схема взаимодействия субъектов для профилактики гибели детей на пожарах.
В рамках обозначенных мероприятий в ряде муниципальных образований предусмотрели порядок оказания помощи в устранении нарушений правил противопожарной безопасности малоимущими семьями с детьми, семьями с детьми, находящимися в социально-опасном положении или в трудной жизненной ситуации. Например, в Невьянске семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, сейчас устанавливают пожарные извещатели.
Наряду с этим, Областной комиссии по делам несовершеннолетних было рекомендовано считать случаи нарушений противопожарной безопасности в жилых помещениях, в которых проживают семьи с несовершеннолетними детьми, социально опасным положением со всеми вытекающими мероприятиями, в том числе административного характера. А Министерству социальной политики Свердловской области было предложено принимать действенные меры к законным представителям несовершеннолетних, систематически не исполняющих требования уполномоченных органов по обеспечению противопожарной безопасности, тем самым создающих условия и конкретные угрозы гибели или травмирования детей в результате пожаров.
Предпринятыми мерами удалось несколько снять напряженность ситуации. Количество погибших детей в пожарах по состоянию на 1 января 2016 года составило 18 человек.
В то же время, пока полностью эту проблему решить не удалось. 10 ноября 2015 года, в г. Артёмовском, во время пожара в частном одноэтажном деревянном доме погиб малолетний ребёнок из неблагополучной семьи. По данным ГУ МВД России по Свердловской области причиной трагедии стали нарушения в эксплуатации печи, которая находилась в ветхом состоянии. При этом участковый уполномоченный полиции ранее посещал в профилактических целях эту семью и указывал на необходимость ремонта печи, но в территориальную комиссию эта информация не поступила. Сама комиссия, несмотря на то, что мать неоднократно была отмечена в употреблении спиртных напитков, что создавало очевидную угрозу безопасности детей, семью на учёт не ставила, хотя женщина в августе 2015 года привлекалась полицией к административной ответственности по статье 5.35 КоАП Российской Федерации за систематическое употребление алкоголя.
В очередной раз Уполномоченный констатировал отсутствие взаимодействия ТКДН с уполномоченными органами, а также ненадлежащее исполнение Постановления Правительства Свердловской области от 26.03.2004 г. № 206-ПП и игнорирование решений межведомственной рабочей группы при Уполномоченном по правам ребёнка по вопросам профилактики травмирования и гибели детей в результате пожаров от 20.05.2015 г.
Предложения Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области: |
Правительству Свердловской области: Рассмотреть возможность субсидирования муниципалитетов для проведения ими мероприятий по устранению нарушений правил противопожарной безопасности в домовладениях (жилых помещениях) в которых проживают малоимущие семьи с детьми, семьи с детьми, находящиеся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации. Главам муниципальных образований в Свердловской области совместно с ГУ МЧС РФ по Свердловской области продолжить практику обучения учащихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных учреждений правилам поведения в случае возникновения бытового пожара и бесед с родителями учащихся по вопросам соблюдения правил пожарной безопасности в отношении личных домовладений и жилых помещений, в которых проживают дети. |