Developed by JoomVision.com

Новое в рубриках

Перейти в раздел

Лекционный зал

Перейти в раздел

Видеогалерея

Перейти в раздел

Перейти в раздел
26.06.2012 версия для печати

Первые русские подводные лодки

Офицеры и нижние чины Гвардейского экипажа и лейб-гвардии саперного батальона обслуживали построенное в 1834 г. на Александровском литейном и механическом заводе в Санкт-Петербурге первое в России цельнометаллическое судно – подводную лодку.

Лодка водоизмещением 16 тонн была спроектирована выдающимся русским военным инженером генерал-адъютантом К.А. Шильдером (1785-1854). Её железный корпус был увенчан двумя башенками с иллюминаторами. Через крышу носовой башни выходила вертикальная «оптическая труба» – прообраз современного перископа, через крышу кормовой – вентиляционная труба.

Обязанности членов экипажа распределялись следующим образом: один – на руле, четверо – на гребках, двое – при кранах и насосах, один – при гальванической батарее, один – в резерве. Все нижние чины, попеременно сменяясь, качали четыре «гребка» (двигатель), по принципу действия, напоминающие утиные лапки. При холостом ходе вперед они складывались для уменьшения сопротивления, а при рабочем движении назад раскрывались. «Мощности» мускульного двигателя не всегда хватало для преодоления течения в подводном положении и силы ветра – в надводном. Десятый член экипажа – офицер (командир) находился в кормовой башне и, наблюдая оттуда через иллюминаторы и перископ за поверхностью моря, отдавал необходимые команды. Скорость лодки достигала всего 0,4 узла.

Командирами на подводной лодке были мичман Гвардейского экипажа Р.Н. Жмелев (с 1838 г.) и лейтенант Адамопуло.

Вооружение лодки состояло из бочонка с 20 фунтами пороха, подвешенного на гарпуне, на конце длинного бушприта. Вонзив гарпун с миной в борт вражеского корабля, подводная лодка давала задний ход. И, отойдя на безопасное расстояние, взрывала мину с помощью электрического запала, разработанного академиком Б. С. Якоби. Кроме того, на каждом борту лодки были установлены станки из трех 4,5-метровых металлических труб для запуска 4-х дюймовых (102 мм) пороховых ракет системы Конгрева. Все 6 ракет были надежно изолированы от воды пробками, прикрытыми резиновыми колпачками. Воспламенение ракет проводилось с помощью электрозапалов от специальных батарей. Лодка могла вести одиночный и залповый ракетный огонь. Кучность стрельбы была соизмерима с имевшимися тогда на кораблях гладкоствольными орудиями. При попадании зажигательные ракеты вызывали пожар на деревянном корабле.

29 августа 1834 г. на секретных испытаниях подводной миноноски присутствовал император Николай I. Испытания проходили на Неве в 40 верстах вверх по течению от города. Лодка маневрировала под водой и оставалась в погруженном состоянии при помощи тяжелых металлических гирь-якорей. С первых же минут испытатели убедились в невозможности управления лодкой изнутри. Однако быстро был найден оригинальный выход из положения. Экипаж оставался внутри лодки, а командир (сам генерал Шильдер) «находился вне оной на палубе, погруженный в воду по грудь в одежде из непроницаемой водою ткани», в ботинках со свинцовыми подошвами. Указания рулевому он давал через переговорную трубу.

Шильдер совершил на своей лодке еще несколько удачных погружений и маневров на Кронштадтском рейде, а 24 июня 1838 г. на северном рейде Кронштадта даже взорвал почти десятикилограммовой пороховой миной плавучую мишень. Только волей случая и благодаря мастерству моряков лодка избежала гибели. «…По приближении к судну мина, находившаяся на носу лодки, притиснута была к судну удачно, самая же лодка течением была увлечена почти под киль судна, но… плывший сзади катер взял оную на буксир». Были также впервые в мире проведены запуски из-под воды пороховых ракет.

Работы над шильдеровской подводной лодкой были прекращены осенью 1841 г. Вся информация о подводной лодке Шильдера была засекречена и поэтому свыше 100 лет не была известна историкам. И хотя подводная лодка Шильдера не была поставлена на вооружение русского военно-морского флота, опыт, полученный при ее проектировании, строительстве и испытаниях, был использован судостроителями в дальнейшем.

28.08.1904 г. к судам Морского Гвардейского экипажа была приписана подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» (типа «Касатка»).

Первая серия подводных лодок т.н. «русского типа» (подводный миноносец типа «Касатка» проекта инженера И.Г. Бубнова) состояла из 6 подводных лодок. («Касатка», «Макрель», «Налим», «Скат», «Окунь», «Фельдмаршал граф Шереметев»). Заказ на строительство этих подводных лодок был передан Балтийскому заводу в С.-Петербурге 24.03.1904 г. Подводный миноносец «Фельдмаршал граф Шереметев» строился на средства, собранные «Особым комитетом по усилению военного флота на добровольные пожертвования» и был спущен на воду 8.06.1904 г. Следует отметить, что большая часть средств, потраченных на постройку шестой подводной лодки, названной «Фельдмаршал граф Шереметев», была пожертвована семьей Шереметевых, желавшей таким образом увековечить память своего знаменитого предка – выдающегося соратника Петра Великого, первого в России генерал-фельдмаршала и героя Полтавской битвы. Свиты ЕИВ генерал-майор А.Д. Шереметев пожертвовал на строительство этой лодки около 200 тысяч рублей.

Лодка была однокорпусная, безотсечная. Водоизмещение: 142/177(157) т. Размеры 33,4в3,39 м; 2 бензиновых двигателя мощностью 400 л. с., электродвигатель 70 л. с.; 4 торпедных аппарата Двежецкого; скорость 10/6 узлов, экипаж 24 человека. Подводная лодка была укомплектована прошедшим специальную подготовку личным составом Гвардейского экипажа и находилась в его списках до 1905 г. Во время русско-японской войны подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» и однотипные «Скат», «Налим» и «Касатка» были переброшены с Запада на Тихий океан. Операция была особенная. Было решено перевозить лодки, не разбирая корпусов, а лишь сняв рубки, выступающие части и выгрузив аккумуляторы. В связи с тем, что масса каждой лодки составляла около ста тонн, инженером И. Г. Бубновым специально были спроектированы шестнадцатиосные железнодорожные платформы-транспортеры, на которые загружались по две лодки. Перед отправкой транспортеры с грузом прошли контрольную обкатку. Второго и четвертого ноября 1904 г. два эшелона с лодками ушли во Владивосток. Через озеро Байкал транспортеры с лодками перевозились на полозьях по льду (по другой информации на пароме-ледоколе).

29 декабря 1904 г. эшелон № 602 благополучно прибыл во Владивосток. Сборка лодок производилась в мастерских военного порта Владивостока. В соответствии с приказом № 1102 от 23.12.1904 г. по Владивостокскому порту лодка вошла в состав первого на русском флоте соединения подводных лодок – Отдельный отряд миноносок. Отряд входил в состав Владивостокского отряда крейсеров. Впоследствии подводные лодки (миноноски) вошли в состав сил, предназначенных для «охраны вод Уссурийского края».

Лодка неоднократно выходила в море. Первый выход в море состоялся 18.03.1905 г. Она несла позиционную и дозорную службу (район боевого патрулирования – залив Петра Великого) на подходах к портам и базам Тихоокеанского флота, но контактов с японскими кораблями не имела и поэтому боевых действий не вела, являясь средством сдерживания японских ВМС. Противник, зная о присутствии во Владивостоке отряда русских подводных лодок, избегал подходить к этому району. Таким образом, одним своим присутствием подводные лодки ограничивали оперативную маневренность и районы боевых действий японских кораблей. Общая продолжительность похода составляла около месяца. Наибольшее удаление от базы было 40 миль.

В октябре 1910 г. на ней испытывалось разработанное поручиком Корпуса инженеров-механиков флота Б.Е. Сальяром устройство, позволявшее при нахождении лодки на перископной глубине использовать для движения двигатель надводного хода. Первое подобное устройство по чертежам Сальяра было изготовлено в мастерских транспорта «Ксения». После этого Сальяр добился разрешения на оборудование этим устройством подводной лодки «Фельдмаршал граф Шереметев».

В архивном отчете за 1910 г. о сравнительных испытаниях подводных лодок «Фельдмаршал граф Шереметев» и «Скат» мы читаем: «19 октября подводные лодки «Ф. гр. Шереметев» и «Скат» выходили из Владивостока в Амурский залив на подводный ход, причем подводная лодка „Ф. гр. Шереметев“ произвела испытание возможности хода в боевом положении под бензиномоторами, благодаря проведенным трубам от рабочих газов бензиномотора выше боевой рубки. Выяснилось, что при положении передних рулей в горизонтальной плоскости, задних же, положенных на погружение, при не свежей погоде, такое движение лодки вполне возможно».

Таким образом, моряки-гвардейцы участвовали во внедрении на российском подводном флоте устройств (РПД), более чем на 25 лет опередив знаменитые германские «шнорхели».

С началом 1-й мировой войны подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» вновь по железной дороге была возвращена на Балтику, где несла дозорную службу и приняла участие в боевых действиях. На 1 марта 1917 г. она входила в 7-й дивизион подводных лодок дивизии подводных лодок флаг контр-адмирала Д.Н. Вердеревского. С 25.10.1917 г. лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» находилась в составе Красного Балтфлота под названием «Кета». 23.09.1923 г. во время наводнения в Петрограде она затонула, но была поднята. Из списков судов Балтийского флота «в связи с полным износом» была исключена 21.11.1925 г. прослужив более 20 лет.

(отрывок из статьи «Морская гвардия. Освоение глубины»,
Альманах «Марс» № 3, 2006 г, В. Величко)
Источник: http://guardcrew.com/?q=node/101

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Уполномоченный

Уполномоченный
по правам ребенка
в Свердловской области

Мóроков
Игорь
Рудольфович

биография
Написать письмо

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел