— холодная вода;
— горячая вода;
— электрическая энергия;
— тепловая энергия;
— газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления;
— отведение сточных вод;
— обращение с твёрдыми коммунальными отходами.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом у нанимателя жилого помещения такая обязанность возникает с момента заключения договора социального найма, а у собственника помещения – с момента возникновения права собственности.
Статьёй 155 ЖК РФ установлен срок для оплаты коммунальных и жилищных услуг – 10 число месяца, который следует за расчётным. При неоплате возникает задолженность, а потребитель считается должником. Необходимо отметить, что существуют два вида долгов:
1) текущий — это долг, который должен быть оплачен до 10 числа следующего месяца;
2) просроченный – это долг, по которому срок оплаты прошёл, а денежные средства на их оплату от жильцов не поступили, данная задолженность по оплате за ЖКУ по лицевому счёту будет идентифицироваться как просроченная.
Например, потреблённые услуги за сентябрь должны быть оплачены до 10 октября. Если в установленный срок для оплаты жилищных или коммунальных платежей потребитель не внёс денежные средства, то он считается должником и имеет просроченную задолженность за расчётный период «сентябрь» и в случае её неоплаты по истечению 31 дня ему грозит начисление пени. От месяца к месяцу срок оплаты коммунальных услуг остаётся неизменным и если это правило нарушается, то начинается отсчёт просрочки.
Таким образом, с этого момента договор поставки коммунальных услуг считается нарушенным, а значит, организация-поставщик коммунальных услуг вправе применить к должнику санкции (в частности, начислять пени, ограничить либо при невозможности ограничения приостановить оказание услуги).
Требуется упомянуть и про начисление пени в связи с несвоевременной оплатой коммунальных услуг. Так, в течение первых 30 дней просрочки начисления пени не происходит. Это своеобразный "льготный" период, отводимый потребителю на погашение долгов.
Кроме того, пропуск срока для оплаты коммунальных платежей чреват не только начислением пени, но и если долг не погашается больше 2-х месяцев, то поставщики коммунальных ресурсов получают право на их отключение. Данное право закреплено в пункте 118 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 3543 (далее по тексту – правила № 354).
Должнику могут отключить свет, воду, канализацию и другие коммуникации.
Условно основания отключения можно разделить на 3 группы:
- по соглашению сторон (потребитель и энергосбытовая компания или УК);
- по независящим от потребителей причинам (аварийные и чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, ремонтные и профилактические работы);
- по зависящим от потребителей причинам (имеется коммунальный долг, неудовлетворительное аварийное состояние приборов и сетей, иное нарушение обязательств потребителем).
Предупреждение (уведомление) об ограничении либо о прекращении поставки коммунальной услуги, в том числе порядок осуществления таких действий регламентирован пунктом 119 Правил № 354. Так, в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. При этом, предупреждение (уведомление) может быть доставлено должнику не только путём вручения, но и посредством включения соответствующего текста предупреждения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги, т.е. в квитанцию, или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения должником, в том числе путём передачи посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (сокращенно в системе ГИС ЖКХ) либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
Таким образом, предупредить об отключении можно любым доступным способом: сообщить лично, по «смс», в квитанции на оплату, на телефонный автоответчик, опубликовать сообщение на сайте или в СМИ.
Необходимо отметить, что Правилами № 354 не предусмотрено какое-либо подписание физическим лицом, являющимся потребителем-должником, акта (об отключении), прежде чем отключить от коммунальной услуги. Данное требование предусмотрено правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442.
В соответствии с п. 120 Правил № 354 предоставление отключённой коммунальной услуги возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, в т.ч. после полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги, то есть после погашения должником расходов, понесённых организацией по отключению и возобновлению поставки коммунальной услуги. При этом стоит отметить, что согласно пункту 121 Правил № 354 расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подлежат возмещению за счёт потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия.
Более того, данными Правилами не предусмотрены какие-либо меры по запрету на отключение коммунальных услуг в жилых помещениях, где проживают несовершеннолетние дети, независимо от их количества. |
Вместе с тем, действующим законодательством предусмотрены и вспомогательные меры к потребителям-должникам, а именно:
- заключение соглашения о поэтапном погашении задолженности;
- заключение соглашения о рассрочке/отсрочке платежа;
- предоставление субсидии.
Чтобы воспользоваться вспомогательными мерами необходимо в первую очередь обращаться в управляющую компанию.
В этой связи напоминаем о том, что согласно Семейному кодексу РФ именно на родителей возложена обязанность по защите прав и интересов своих детей, в т.ч. по созданию надлежащих условий проживания.
Уважаемые родители, оказавшись в непростой ситуации, связанной с образовавшейся задолженностью за коммунальные услуги, не стоит "зарывать голову в песок" и ждать, когда "тёти и дяди" из государственных органов за вас будут решать вашу же проблему. В связи с этим призываем вас попытаться иначе оценить сложившуюся ситуацию и убедительно рекомендуем самостоятельно и активно включаться в совместный процесс по поиску вариантов урегулирования сложившейся в семье трудной жизненной ситуации.