Я думаю, в каждой семье, есть предметы, которые из поколения в поколение переносят в себе память о прошлом. В нашей семье, это медали моего прапрадеда – фронтовика. Медали, неразрывно связаны с историей, которая бережно передается от отца к сыну в нашем роду. Вот и я знаю о своем прапрадедушке из рассказов моего папы.
Насип Кашпулович Кашпулин, был участником Великой Отечественной войны. При жизни он был награжден: Орденом Красной Звезды, Орденом Великой Отечественной Войны, Медалью за отвагу, Партизанской медалью, За победу над Германией. Медали хранятся у нас не все, так как после войны их духовная ценность была настолько велика, что когда фронтовик умирал, его хоронили вместе с ними. (По словам моего отца) По - этому и мой прапрадед был похоронен вместе со своими медалями.
Он ушел из жизни задолго до моего рождения. Я, конечно, не видел его никогда только на фото, но его присутствие в моей жизни я ощущаю постоянно. Мы с родителями часто рассматриваем старые фотографии из семейных альбомов.
В 1941 прапрадедушка был председателем колхоза в БАССР в Калтасинском районе д. Б – Качак. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война. Он мог остаться на своей должности, но в июле 41-ого добровольцем пошел на фронт.
В то время, добровольцами из деревни, пошло очень много людей. Вместе с Насипом на войну отправились и его двоюродные братья Иван и Тэмыр. Эшелонами их отправили в Казань, а оттуда через Москву в Брянск. В Брянске формировали дивизии, ( на эти дивизии возлагалась ответственность прикрыть прорыв на Москву с юго-запада от танковой группы Гудериана ) с братьями он попал на Брянский фронт, в 13 армию под командованием генерала Еременко. Был уже август месяц. Не успели сформировать боевые порядки, как тут же отправили в бой.
“В первое время даже не было боеприпасов, еды и воды. На троих была одна винтовка”- так прапрадедушка рассказывал по приезду с фронта…
Вскоре их воинская часть попала в окружение, их дивизию разбили, и остатки стали отступать. Все это время братья Насип, Иван и Тэмыр старались быть вместе. В сформировавшейся группе, из остатков полков дивизии, они решили прорваться через окружение. Но слишком плотное было кольцо … Один из братьев - Тэмыр, от ранений и потери крови не смог идти дальше, так и остался в какой-то деревне, присев на лавочке - ждать смерти. Прапрадед с братом Иваном попали в плен. Многих пленных тут же на месте расстреливали. Оставшихся пленных сперва держали на поле . По воспоминаниям Насипа Кашпуловича, пленных было несметное количество.
Прапрадеда с братом затолкали в эшелон и отправили в концлагерь. Эти поезда так утрамбовывали пленными, что если человек умирал, то он даже не падал. Вагоны были деревянные, и пленные умудрились ложками проделать в полу вагона дыру, в которую едва смог бы пролезть один человек. Прапрадед пролез в эту дыру, он со всех сил тащил Ивана, но в руке у него остались только пуговицы. (Эти пуговицы он сохранил и передал родителям Ивана) В конце состава был специальный вагон с пулеметами. Фашисты заметили убегающих пленных и открыли огонь. По следу были отправлены специальные отряды с собаками, но его не догнали, прапрадед добрался до болота и спрятался в воде. Стоял уже октябрь. Эшелоны с пленными шли целых три дня. Насип Кашпулович все это время просидел в болоте. Только когда стук колес скрылся на горизонте, Насип смог выйти. Добрался до ближайшей деревни и постучал в первое окно. Ему открыла женщина, но в дом не впустила ссылаясь на то, что у неё маленькие дети, и она за них боится. Хозяйка рассказала, что находится он в брянской области. Дала ему воды, еды и отправила на окраину деревни. Там, за болотом погибла лошадь. Так, какое - то время он питался этой лошадью - жарил на костре. Даже котелка не было. Насип стал приходить к этой женщине и помогать по хозяйству. Он спросил - знает ли она про партизан. Она сказала, что не знает: на самом деле она его проверяла. Я думаю, что очень опасно и сложно было доверять кому то, в тот период. Любой необдуманный поступок мог стоить жизни ей и ее| деткам. Через некоторое время с прапрадедом встретился один из партизан. Так Насип Кашпулович попал в партизанский отряд, который только еще формировался. Впоследствии это партизанское движение переросло в крупное войсковое соединение партизанских отрядов под названием - “Смерть немецким оккупантам” и действовало в брянской области и в прилегающих районах Белорусии. К 1944 году мой герой уже был командиром маленького диверсионного партизанского отряда.
Вскоре эти территории освободили, а партизанские отряды ввели в действующую армию. Их очень “жестко” проверяли по линии нквд. “Сотрудники полиции притворялись партизанами, но партизан-то знали в лицо”- рассказывал прапрадед.
В июне 1944 года в Белоруссии, под Могилевым, в составе диверсионно-разведывательного отряда, Насип Кашпулович получил два ранения в ноги из немецкого пулемета Mg-42, его на самолете вывезли в Москву в военный госпиталь. Он был комиссован и отправлен домой. В конце 44 года он снова стал председателем колхоза своем родном селе Б-Качак. Республики Башкортостан Калтасинского района.
После войны было очень голодное время. Но все старожилы деревни с теплотой вспоминают этого человека. Тогда, ведь даже колосок нельзя было принести домой. Но Насип говорил: “ - Я прошел многое и знаю, что такое голод и ответственность, поэтому план выполнять надо, а что там останется на поле никто не знает…”
И план выполняли и вечером колоски собирали из под комбайнов. Эти машины в ту пору назывались “СЛОЖНОЙ”.
В 1949 году прапрадед умер от последствий ран полученных в бою.
Его двоюродные братья Иван и Тэмыр так и остались без вести пропавшими…
Размышляя о рассказе моего прапрадеда, я загорелся желанием найти подтверждение его слов: про боевые действия под Брянском в то время, про 13 армию под командованием генерала Еременко, про партизанское движение “Смерть немецким оккупантам”. Я решил, что на просторах интернета, я обязательно должен найти хоть какой-то след и не ошибся. Рассказы очевидцев и неоспоримые факты архивов еще больше взрастили в моем сердце гордость за прапрадеда. Меня поразило, что, в Брянской области весной 1943 года, во всех партизанских отрядах насчитывалось около 40000 человек…
Конечно для нас сегодня это история из далекого прошлого. Я понимаю, что если память о ней не нести бережно из поколения в поколение, то быстро забудется тот подвиг, который для нас совершили наши предки. Ведь они ценой собственных жизней подарили нам нашу страну и наш мир!
Я знаю, в моем доме, никогда не угаснет этот огонек памяти. Мой прапрадед Насип Кашпулович всегда будет жив в нашей семье. Мы бережно храним из поколения в поколение легенды о нем. Потрясающую историю “его” войны, истории его жизни. Я их обязательно буду рассказывать своим детям. Спасибо тебе за мир!