Дедушка рассказывал нам, что школа в деревне была только до четвертого класса. Его родители хотели, чтобы он получил семилетнее образование, а для этого нужно было идти учиться в другую школу, которая находилась за семь километров от их дома. Таких учеников к началу учебного года собралось одиннадцать мальчишек и девчонок. В это время уже шла Великая Отечественная война. Отцы многих ребят были на войне. Дедушкин отец не был на войне, он работал в трудовой армии. Они делали приклады для оружия и всякие другие деревянные заготовки для фронта.
Общежития у школы не было, и ребята жили по квартирам, где смогли договориться родители. Дедушка, со своими пятью друзьями, жили в доме у пожилой семьи. Родители должны были за проживание платить и привозить дрова, чтобы было чем топить печку. Кроватей для постояльцев (так называли ребят, которые жили на квартире) не было и ребята спали кто на печке, а кто на широких подоконниках (дедушка говорил, что они называются завальницами). Ребята сами готовили себе еду. Еда была самая простая – молоко, картошка, хлеб.
Преподавали в школе такие же предметы, как и сейчас, только от того, что учителей было мало, один учитель мог преподавать несколько предметов. Учителя были очень серьезные и за провинности на уроке могли наказать даже указкой. Тетради были грифельные всего в шесть листов, скрепленных межу собой. Писали в них грифельным карандашом. Когда учитель проверит домашнее задание, вытирали листы простой тряпочкой и писали в них дальше.
Учебная неделя была шесть дней, в субботу после уроков, ребята собирались вместе и всей гурьбой шли домой. А в воскресенье вечером или в понедельник рано утром отправлялись снова на учебу. Ходили всегда пешком, только через реку Чусовую их перевозил на лодке отец одного из ребят. Одежда и обувь была сшита из подручных материалов самими родителями или мастерами-умельцами деревни. Особенно плохо было ходить в школу осенью и весной, потому что не было резиновой обуви.
Зимой дедушка со своими друзьями катались на санках, лыжах и коньках. У них не было таких коньков, какие есть сейчас. Они брали деревянные бруски, обивали их тонким железом и привязывали к валенкам. Река Чусовая была для них катком. Полозья санок несколько раз обливали водой, замораживали, чтобы они лучше катились и катались на них с крутого берега реки.
Летние каникулы начинались как обычно в июне. Но много отдыхать не получалось. Нужно было помогать в колхозе. Помощь ребят требовалась везде. Они помогали пахать колхозные поля. Ребята не могли держать плуг, но могли управлять лошадью. А за плугом шли их мамы или старшие ребята. На зиму колхоз заготавливал много соленой рыбы, поэтому ребята помогали ловить рыбу, а солили ее опять взрослые. На сенокосе тоже не обходилось без ребят, они все дружно помогали возить сено. Взрослые давали ребятам отдыхать и тогда они купались в речке, ходили по грибы и ягоды, играли в городки.
Про день Победы дедушка с друзьями узнали в школе. Он рассказывал, какая это была радость. Много пели песен, смеялись и плакали. Для ребят, у которых отцы не вернулись с фронта, это была и радость и печаль.
После войны жизнь в деревне начала постепенно налаживаться. Появились трактора, строились новые дома, но в деревне не было электричества. И тогда деревенские умельцы решили построить на реке Чусовой для своей деревни водяную машину, которая вырабатывала бы электричество. Они изготовили все детали, собрали ее, но машина не смогла заработать, потому что на перекате, куда ее установили, не было большой воды. Спустя некоторое время электричество в деревню провели из ближнего села.
Прошло время, дедушка женился, у него родились дети, и он со своей семьей переехал в Верхний Тагил. Трудностей дедушка не боялся, потому что жизнь в деревне приучила его ко всему. Он много и хорошо работал.
За активную работу в колхозе в годы Великой Отечественной войны дедушка награжден знаком Ветеран Великой Отечественной войны, а за труд в мирное время имеет награду Ветеран труда.
Дедушка уже давно на пенсии, но он всегда что-нибудь делает. Мы вместе с ним работаем на огороде, ходим в лес по грибы. Вместе с дедушкой мы ездим в деревню Мартьяново. Там почти не осталось тех людей, с которыми он вместе жил и трудился. Новые красивые дома строят дачники, но дом в котором родился и вырос дедушка, стоит как и прежде. Снова вспоминается та далекая жизнь и на глазах у дедушки блестят слезы.