23.10.2012 версия для печати

Формирование представлений дошкольников о природе средствами мультфильмов

Аспирант Уральского государственного педагогического университета,
автор статей по мультипликации и методического пособия «Внимание! Мультфильм»,
практикующий педагог
Анна Бурухина

В наше время мультфильмы, как и вся медиа-продукция, являются очень сложным и разнородным явлением. Влияние мультфильмов на детей сложно переоценить, поскольку именно они, наравне с родителями, вводят детей в широкий мир социальных взаимоотношений и шаблонов возможного поведения. Поэтому к выбору мультфильмов для вашего ребёнка необходимо подходить очень серьезно!

Формирование представлений дошкольников о природе средствами мультфильмов

Все более обостряющиеся экологические проблемы современной цивилизации выводят на первый план необходимость формирования экологически компетентной личности, причем формирование такой личности будет тем успешнее, чем раньше в жизни человека начнется формирование экологического сознания.

Необходимость экологического воспитания с дошкольного возраста уже неоднократно доказана многими авторами (Дерябо С.Д., Моисеева Л.В., Тюмасева З.И.). Ребенок понимает природу совсем не так, как взрослый человек. Это связано с открытостью ребенка окружающему миру, новым впечатлениям и его природной любознательностью. Дошкольникам как никому другому интересно все, что его окружает, и зачастую к представителям флоры и фауны они относятся с сочувствием. Именно такое естественное, открытое и доброе отношение к природе является благодатной почвой для формирования у дошкольников представлений о природе, которые впоследствии станут основой формирования экологически компетентной личности, и ценность природы останется у человека непреходящей.

Дошкольное детство является наиболее сенситивным периодом для формирования представлений о природе. На основе представлений у дошкольников происходит формирование знаний о природе и отношения к ней.

Таким образом, у дошкольников можно формировать следующие экологические представления: элементарные знания о мире природы (названия животных, растений, их основные характеристики); знания о функциях и назначении различных представителей природного мира; понимание того, что природа живая, одушевленная, что она является субъектом взаимодействия, что с природой можно дружить; а также воспитать чувство сопереживания всему живому, способность эстетически воспринимать природу.

Чтобы воспитать экологически развитую и ответственную личность, необходимо, с одной стороны, дать знания об окружающей среде, а с другой, воспитать ценностное, личностно переживаемое, гуманное отношение ко всем живым существам, заложить основу для взаимодействия человек и природы. Эти интеллектуальные и этико-эстетические задачи в совокупности параллельно с другими средствами могут решить мультипликационные фильмы. Мультфильмы – одно из средств формирования элементарных представлений у дошкольников о многообразии мира природы и воспитания этического и эстетического отношения к ней. Преимущественно средствами мультфильмов можно решать воспитательную этико-эстетическую задачу, в меньшей степени – научно-образовательную.

Одна из фундаментальных идей в содержании экологического образования – идея единства человека и мира природы – лежит в основе экологических представлений (Адам Д.) «Искусство в силу своей эмоциональности, многомерности и полифункциональности позволяет особенно действенно формировать первичные образы. При этом искусство является воплощением духовных ценностей людей и выражает отношение человека ко всему в мире» (Адам Д., С. 35). Однако, в практике дошкольного образования такой вид формирования экологических представлений, как мультипликационные фильмы, используется крайне редко.

Мультипликационные фильмы, мультфильмы (от лат. multiplication – умножение) – «область киноискусства, представленная фильмами, которые создаются путем покадровой съемки последовательных фаз движения рисованных, живописных (графическая мультипликация) или объемно-кукольных (объемная мультипликация) образов» (Педагогический энциклопедический словарь, М. 2003).

Общепризнанно влияние искусства на формирование личности дошкольника (Выготский Л.С., Каптерев П.Ф. и др). Огромным воспитательным потенциалом обладает одно из средств искусства – мультипликационные фильмы. Также признано, что мультипликация может найти широкое применение в воспитательной и учебной работе. Мультфильмы – первый и основной вид искусства и медиаобразования, который имеет существенное влияние на формирование личности дошкольника. Это влияние сложно переоценить.

Воспитание детей бывает преднамеренным (родители, детский сад, школа) и непреднамеренным (природа, семья, общество, друзья, улица, религия, а также мультфильмы). Непреднамеренные воспитатели не слабее, а может быть, и гораздо сильнее воздействуют на ребенка, воспитывая незаметно. Поэтому к «непреднамеренным воспитателям» необходимо относится со всей серьезностью. Зачастую родители и педагоги к мультфильмам относятся без должной серьезности и достаточно поверхностно, не изучая, что смотрят дошкольники. Проблема усугубляется тем, что многие современные родители не способны оценить мультипликационные фильмы на предмет содержания воспитательного потенциала и его качества, что приводит к тому, что дети смотрят все подряд, а зачастую мультфильмы с сомнительным воспитательным эффектом. Также важно отметить, что в дошкольной практике мультфильмы не используются в полной объеме в качестве средства воспитания. Такое незаслуженное игнорирование, возможно, объясняется тем, что практически нет комплексных методических разработок по «воспитанию мультфильмами».

Для детей искусство (сказки, стихи, мультипликация) – это форма познания и освоения мира. Также искусство оказывает влияние на формирование норм, ценностей и моделей поведения, показывает детям, к каким результатам могут привести те или иные действия. Дети социализируются, учатся у героев мультфильмов, как себя вести. Малыши играют в героев любимых мультфильмов, говорят их языком, мультпространство стало детской субкультурой. Дети изначально учатся, подражая. Мультфильмы играют огромную роль в формировании примеров для ребенка, мультфильм для ребенка авторитет (Адам Д.).

Поэтому предельно важно знать, кому Ваш ребенок хочет подражать. Для этого ребенку нужно представить хорошие образцы для подражания.

Ребенок через мультфильмы не только воспитывается, но и учится, получая новые знания и представления о мире. Поэтому от качества содержания мультфильма зависит и то, чему ребенок научится, какие знания и представления получит.

Во многих мультфильмах советского периода природа показана одушевленной, живой. Герои вписаны в природу, и зачастую границы между героями и природой не существует. Объекты природы часто являются субъектами. «Детям сложно отличить вымысел от реальности, для них все любимые герои живые и настоящие» (Адам Д., С. 36).

Экологические представления, которые могут формироваться у дошкольников через просмотр мультфильмов советского периода, в которых в какой-либо форме активно фигурирует природа, можно разделить на следующие группы:

1) Элементарные знания о мире природы (названия живых существ, их основные характеристики; представления о том, как они выглядят); а также представления о человеке и человеческом обществе через образы животных.

Во многих мультфильмах героями выступают животные. Животные проецируют человеческое общество, в котором существуют проблемы дружбы и вражды, помощи и зависти, хитрости и бескорыстия, где нужно уметь жить в коллективе и помогать другим. В общем, в «мире животных» поднимается и решается ряд нравственных проблем. Таким образом, ребенок не только знакомится с новыми животными, но через образы животных изучает социум. Характеристики некоторых животных во многих мультфильмах похожи: лиса – хитрая плутовка, заяц – трусливый, волк часто выступает отрицательным героем и т.д. Эти характеристики не только проецируются детьми на людей, но и закладывают определенные представления о животных, птицах, насекомых.

Кроме того, детям проще и интересней через образы животных познавать ценности и преодолевать трудности, которые показаны в мультфильме. Яркие и красочные образы животных оказывают большое впечатление на дошкольников.

Человеческие ценности через героев-животных представлены в таких мультфильмах, как «Мама для мамонтенка», «Деревянные человечки», «Котенок по имени Гав», «Высокая горка», «Лесная хроника» и др.

2) Знания о природе, о функциях различных представителей природного мира.

В ряде мультфильмов ребенку предлагается познакомиться с новыми животными, насекомыми, растениями, получить новые знания о взаимосвязях в мире природе, пищевых цепочках и т.д. Например, в мультфильме «Записки Пирата» даются следующие знания: какие домашние и дикие животные, птицы и насекомые живут в деревне, как они взаимодействуют между собой. Главный герой – пес – делает вывод, что «все животные для чего-нибудь, а не просто так», то есть каждое животное выполняет какую функцию. «А какой от меня толк?» – задается вопросом домашняя собака и не находит ответа.

Эта же очень важная экологическая тема о необходимости каждого живого существа на земле рассматривается в мультфильме по произведению Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказочка про козявочку». В этом мультфильме маленькая мошка, подобно псу Пирату, изучает природный мир и приходит к тому, что «все заняты делом». «Цветы цветут, гусеница ест, паук и жаба сидят и молчат… Червяк пашет, капля капает, а для чего я?» - сокрушается козявочка.

Данные мультфильмы можно использовать перед беседой с дошкольниками на экологическую тему: для чего нужно каждое животное? В каких взаимосвязях находятся живые существа? Что будет, если исчезнет какое-либо животное, насекомое, птица? Так, можно рассказать несколько историй про то, что если убрать из пищевой цепочки какое-нибудь звено, к каким катастрофическим последствиям для природы и человека это может привести. Таким образом, эти мультфильмы не только расширяют знания ребенка об окружающем мире, но и поднимают важные и острые экологические проблемы, которые можно после просмотра обсуждать с детьми. В таких беседах можно формировать и укреплять экологические ценности, закладывая фундамент экологически компетентной личности.

Пример методической разработки занятия с использованием мультфильма «Записки Пирата».
Мультфильм «Записки Пирата» снят на студии «Творческое объединение «Экран»» в 1989г., режиссеры Солин А., Пшеничная И.

Название занятия: «Зачем нужны различные живые существа?»

Цель: Показать необходимость каждого вида живых существ.

Возраст: 5-6 лет.

Структура.

1. Вступление. Есть много разных живых существ: животные, птицы, насекомые. Их очень много самых разных, и все они для чего-то нужны. Каких животных, птиц и насекомых вы видели вживую? Какие из них живут в деревне?
2. Просмотр мультфильма.
3. Беседа. Возможные вопросы:

  • Какие животные, птицы и насекомые были в мультфильме?
  • Для чего нужно каждое животное?
  • В каких взаимосвязях находятся живые существа (какие есть пищевые цепочки)?
  • Что будет, если исчезнет какое-либо животное, насекомое, птица?

4. Выбрать какое-нибудь насекомое, подробно про него рассказать и провести наблюдение в естественных условиях. Если получится, пронаблюдать, зачем оно нужно и как связано с другими живыми существами.
5. Закрепление. Дать детям задание нарисовать любое животное, объяснив в рисунке, зачем оно нужно.

Знания о мире насекомых и птиц прекрасно представлены в мультфильме «Баранкин, будь человеком!». Все животные трудятся: муравьи собирают строительный материал для муравейника, бабочки опыляют цветы, воробьи строят гнезда и обучают этому маленьких воробьят. Таким образом, мир природы предстает как самофункционирующий мир, в котором протекает разнообразная жизнь. Также вполне реалистично показаны опасности для живых существ: для воробьев кошки и мальчишки с рогатками, для бабочек – стрижи и девочки с сачками. Таким образом, дошкольники имеют возможность перевоплотиться в живых существ, чтобы прочувствовать те опасности, которые исходят от человека. Так, с помощью воспитателя можно сформировать у детей гуманное, партнерское отношение ко всему живому. Предложите детям представить себя бабочкой, которую хотят поймать, чтобы засушить. Будет ли после этого с той же легкостью и беззаботностью ловить бабочек?

Богат по этическому содержанию и интеллектуальной составляющей для дошкольников мультфильм «Муравьишка-хвастунишка», созданный по мотивам сказки В. Бианки. В целом, мир насекомых представлен в двух ипостасях: с одной стороны, он проецирует мир людей, раскрывая проблемы хвастовства, неблагодарности, с другой стороны, этот мультфильм является хорошим наглядным пособием для знакомства с некоторыми видами насекомых. В мультфильме показаны следующие насекомые: муравьи, бабочка, гусеницы землемер и листоверт, кузнечик, водомер, майский жук. Четко произносятся названия этих насекомых, дается общее представление о них: как они выглядят, где обитаю, как двигаются, даны некоторые основные характеристики этих насекомых: например, бабочка имеет крылья цвета коры дерева и таким образом прячется, чтобы ее не заметили и не съели птицы. Так и в доступной и интересной форме происходит обучение детей. Также в мультфильме показано, что мир насекомых упорядочен и имеет свою систему.

3) Живая, одушевленная природа; природа как субъект взаимодействия.

Мир природы и ее отдельные объекты часто в мультфильме одушевлены. Некоторые явления природы в ряде мультфильмов становится субъектом взаимодействия с живыми существами. Так появляются, живые говорящие ветерки, которые помогают тем, кто помогает им («Земляничный дождь»). Так оживают грибы, чтобы подсказать девочке, где прячутся ягоды («Дудочка и кувшинчик»). В некоторых мультфильмам природа проявляет себя как субъект: помогает, учит, подсказывает, а также укрывает от дождя, становится домом («Грибок-теремок»). Таким образом, у детей формируется представление о разумности природы, о возможности взаимодействия с ней. Кроме того, формируется установка жить в гармонии с окружающим миром и беречь его, поскольку природа тоже является нашим домом.

О сложных отношениях природы и человека мультфильм «Der Maulwurf kommt in die Stadt» («Крот пришел в город»), снятый в ГДР в 1985г. В этом мультфильме показано, как ради человека природа уничтожается (вырубается лес, строится город), но упорно сражается за свое право на жизнь. Крот, заяц и ежик остались жить на том месте, где совсем недавно был густой и богатый лес – их дом. Человек прислушивается к ним, но предлагает странный выход: жить в городе, в квартире, где создана имитация природного леса. Животным человеческая цивилизация оказалась в новинку и даже интересна. Но в итоге никакие цивилизационные удобства не могут им заменить естественной среды обитания, и они покидают город. Таким образом, человек забирает у природы практически все, ничего не отдавая взамен.

Приоритет человеческого гораздо выше, чем природного. И это может привести к катастрофическим последствиям. После просмотра этого мультфильма можно обсудить тему «Как человек и природа должны взаимодействовать?» и задать такие вопросы: сможет ли человек жить без природы, не используя природу? Все ли может человек забрать у природы? Если заберет все, что будет? Что человек должен сделать, если он взял природные ресурсы?

4) Красота природы и эстетическое отношение к ней.

Некоторые мультфильмы показывают самоценность природы, ее красоту. Так, например, в мультфильме «Паровозик из Ромашково» природа представлена как вечная красота, которую мы часто за многочисленными делами не замечаем. А она находится совсем рядом. Природу нужно уметь замечать и любить, необходимо учиться ценить природу в самых простых ее проявлениях. Причем нужно всегда помнить, что природа изменчива, а значит, в некоторых случаях неповторима. И если мы не успеем насладиться песней соловья, мы можем «опоздать на целую вечность». Природа показана как нечто прекрасное, хрупкое, нуждающееся в защите. Этот аспект нужен для формирования у ребенка представлений о том, что защита природы ложится на плечи человека.

5) Дружба природы и человека.

В некоторых мультфильмах показана реалистичная картина дружбы природы (чаще всего, животных или птиц) и человека. Так, например, в мультфильмах «Боцман и попугай», «Варежка» и других раскрывается неподдельная трогательная дружба человека с живым существом. Животные отвечают людям преданностью и готовностью помочь. Так у детей закладываются ценностные гуманные и эмоциональные отношения к животным.

Таким образом, в ряде советских мультфильмов найден богатый материал для формирования элементарных экологического представлений у дошкольников, таких как первичные знания об окружающем мире, понимание сложности этого мира, его ценности и красоты, а также необходимости взаимодействия между миром природы и человеком. Этот материал достаточно разнообразен, но всегда природа и ее представители выступают как носители ценности, одушевленные и красивые, готовые на контакт с человеком. Образы живых существ всегда ярки и эмоциональны и воздействуют на дошкольника на интеллектуальном и эмоциональном уровне. Конечно, простой просмотр мультфильмов не сформирует экологически компетентную личность. Мультфильмы – лишь одно из средств воспитания и обучения, наиболее подходящего для дошкольников. И конечно, мультфильмы нужно использовать не как самостоятельный жанр, а в совокупности с беседами, обсуждением, а самое главное, с практической деятельностью.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Адам Д.А. Формирование у дошкольников представлений о мире природы как духовной ценности средствами современного искусства // Экологическая педагогика: сборник научных статей по материалам XI Международной конференции. Екатеринбург. 19-20 апреля 2005 г. Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. – 396 с., С. 34-43.
  2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов–на–Дону: Феникс, 1996.
  3. Моисеева Л.В., Лазарева О.Н. Формирование эколого-эстетической культуры в период детства – УрГПУ, г. Екатеринбург, 2004.
  4. Тюмасева З.И. Экологическое строительство детской души. Челябинск, 1994.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Конкурс