03.02.2020 версия для печати

Когда показать ребёнка логопеду: 3 «звоночка» для родителей

Может ли ребёнок молчать до трёх лет без каких-либо последствий, почему до школы ребёнок должен научиться выговаривать все звуки и можно ли взрослому поставить звук «Р», рассказывает логопед-дефектолог Инна Сипкина.

Появление речи у детей — один из важнейших показателей нормального развития. Именно поэтому все родители так ждут сначала гуления, затем лепета, первого слова и первых простых предложений. При этом каждый ребёнок развивается в своём темпе. Кто-то произносит первые слова в 10 месяцев, кто-то — в год и три, кто-то в два уже вовсю болтает и рассказывает стихи, а кто-то только начинает говорить — всё это варианты нормы. Но существуют общие критерии, по которым можно понять, что ребёнка пора показать логопеду.

Если в 2,5 года у ребёнка нет связной речи

Если у ребёнка в 2,5 года бессвязная речь, скудный для его возраста словарь, и в целом на протяжении нескольких месяцев речь не развивается и не усложняется, желательно показать ребёнка логопеду. Чем раньше вы придете с проблемой к специалисту, тем проще будет её решить.

Можно даже не ждать до двух с половиной лет, а действовать на опережение.

Если вы видите, что в два года ребёнок мало разговаривает, отстаёт по речи от сверстников, то мой совет — сходить к логопеду и получить рекомендации.

Бывает, что задержка речевого развития в этом возрасте проходит самостоятельно. Это тот случай, когда ребёнок молчал-молчал до двух с половиной лет, а потом резко заговорил. Но надо понимать: во-первых, это — скорее, исключение. Во-вторых, у таких детей, скорее всего, будут логопедические проблемы.

Если к 5 годам ребёнок что-то не выговаривает (исключение — «Л» и «Р»)

Если вы видите, что речь ребёнка развивается, и у него достаточный для его возраста словарь, то до четырёх лет можно не водить его к логопеду. Беседуйте с ним, занимайтесь по возрасту, а уже в 4-4,5 года сходите на консультацию к логопеду, если понимаете, что ребёнок неправильно произносит какие-то звуки.

В норме до 4,5 года у ребёнка должны появиться все звуки, которые есть у нас в языке, кроме звуков «Л», «Ль», «Р», «Рь». Ребёнок уже не должен переставлять местами или пропускать слоги в словах, у него должны быть сформированы все падежные окончания. Конечно, единичные ошибки еще могут быть, но в целом речь должна быть правильной.

Если вашему ребёнку скоро пять, а у него по-прежнему во рту каша, то есть смысл показать его логопеду.

Конечно, родители могут и должны сами заниматься с ребёнком: много общаться, читать вместе, использовать специальные пособия. Но поставить звуки без специальной подготовки им будет очень сложно — практически невозможно. Если не сформировать звукопроизношение до школы, то это отразится на письменной речи и чтении. 

Если до 6 лет не появились звуки «Л» и «Р»

Звуки «Л», «Ль», «Р», «Рь» появляются позже остальных: в норме они формируются до 5,5, а иногда и до 6 лет. Я рекомендую приходить с ними к логопеду в возрасте 5-5,5 лет. Первыми из этих сложных звуков «встают» звуки «Л» и «Ль». На занятиях логопед займётся постановкой и автоматизацией этих звуков и одновременно будет готовить артикуляционный аппарат для постановки звуков «Р» и «Рь», то есть тренировать мышцы, язык, щеки и формировать воздушную струю.

Возможно, что «Р» и «Рь» сами «встанут» на фоне такой артикуляционной гимнастики, но чаще всего приходится заниматься постановкой этих звуков. Именно поэтому лучше приходить заранее, чтобы к школе у ребёнка точно все было хорошо. Как правило, если до 6 лет эти звуки не появляются, то у ребёнка останется нарушение звукопроизношения. Допустим, звук «Р» может быть горловой, как у французов, либо «Р» заменяется на  «Л».

Ко мне иногда приходят подростки, когда им нужно хорошее произношение для поступления в вуз, или когда у кого-то первая любовь и ему хочется быть идеальным. Исправить эти звуки во взрослом возрасте уже сложнее, но при желании всё возможно.

Одному молодому человеку мы поставили звук «Р» в 27 лет. У него это был вопрос карьеры: либо ты ставишь звук и продвигаешься на работе, либо сидишь на месте. Человек упёрся и добился своего.

Еще был у меня один студент, который на первом курсе исторического факультета МГУ не выговаривал звук «Р». Он полгода бился, старался — и у него получилось.

Здесь у каждого свой путь. Но, безусловно, чем раньше вы увидите проблему и станете ей заниматься, тем легче вам будет её решить.

Авто: Екатерина Мазеина
Источник

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Конкурс