14.01.2021 напечатать

Екатеринбургский эксперт рассказал, как детям безболезненно вернуться в школу после дистанта

2021.01.13 ИА «Европейско-азиатские новости».

Профессор Уральского института управления – филиала РАНХиГС, доктор экономических наук, имеющий высшее медицинское образование, Роберт Акьюлов дал рекомендации, как школьникам вернуться после многомесячного дистанционного обучения в школу.

- Как на психическом здоровье ребенка могут сказываться неожиданные изменения в учебном процессе, которые вызвал резкий переход на дистант? Чего привычного и ценного лишился школьник, учась дома?

- Неожиданные изменения в учебном процессе, которые вызвал переход на дистант не могли не отразиться на психическом состоянии детей. Во-первых, это стрессовая ситуация, которая требует дополнительных затрат психофизической энергии для задействования компенсаторных механизмов саморегуляции. Поэтому более всего отрицательно данная ситуация могла сказаться на состоянии и поведении детей, у которых имелись определенные проблемы психологического и поведенческого характера. Учась дома, школьник мог лишиться непосредственного личного общения, взаимодействия с другими людьми, необходимого для социализации, имеющей важное значение в современном обществе.

- Насколько длительным для психики оказался процесс дистанта? Возникло ли привыкание к новому образу жизни?

- Однозначно ответить на этот вопрос достаточно сложно, поскольку у разных людей процесс адаптации к тем или иным изменениям происходит с различной интенсивностью и динамикой. Это обусловлено рядом факторов, начиная от психотипа личности, состояния его здоровья, возраста, профессионально-личностных особенностей и т.д. Можно предположительно говорить о средних сроках действия приспособительных реакций, что все-таки достаточно условно. Скажем для детей процесс адаптации к новым реалиям протекает значительно быстрее, чем у взрослых. И оценивать характер длительности протекания дистанта надо с этой точки зрения.

В частности, если говорить об адаптации к дистанционной форме обучения в плане психического здоровья – то она уже произошла, т.к. 9-12 месяцев достаточно для привыкания к новому образу жизни.

Если говорить о развитии когнитивных (познавательных) способностей и приобретении знаний – то тут нужно проводить тщательные исследования на предмет того, как за последний год изменились знания школьников и насколько усвоены знания по пройденным дисциплинам.

- Что следует и чего не следует делать родителям, чтоб правильно вернуть детей в привычное русло? Надо быть скорее строгими — чтоб дети «быстрее вспомнили» и не жалобили, или, напротив, надо быть более мягкими, чтоб они не замкнулись не испытывали лишних тревог?

- Для того, чтобы вернуть детей к привычному образу жизни и поведения, родители должны больше времени уделять своим детям - поинтересоваться заданиями, которые они должны выполнить по изучаемым дисциплинам, договариваться о разработке и соблюдении режима обучения и отдыха, проявлять строгость в исключительных случаях, когда ребенок пытается спекулировать возникшими сложностями. У детей должно возникнуть понимание, что сложный период у всех и его надо преодолеть вместе, сообща, помогая друг другу.

- Что следует и чего не следует делать детям: как настроить себя на ранний сон и ранее вставание, как перестроить биологические часы?

- Если занятия с утра и необходимо раннее вставание, то необходимо создать условия в семье таким образом, чтобы все члены семьи снижали свою активность по возможности в более раннее время суток и не мешали детям раньше ложиться спать.

Напоследок советы педагогам. Необходимо договариваться с детьми о том, что в новых непростых условиях сложно всем и не противопоставлять себя ученикам, а охарактеризовать ситуацию таким образом, что и учителя, и ученики делают общее дело, как будто произошел природный катаклизм и все сообща (в одном Ноевом ковчеге) выбираются из создавшегося положения. Но при этом нужно соблюдать тонкую грань между балансом доброжелательности и строгости, и не допускать перекоса в сторону заигрывания или необоснованной жесткости – дети тонко чувствуют неестественность и несправедливость, а за ошибки наказывают учителей своим деструктивным поведением.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Вернуться вверх
Вернуться На главную