13.04.2022 версия для печати

Татары или монголы: кто напал на Русь

«Был такой Чингис – каган японский,
Его варвары прозвали Брахмапутрой,
Он же Александр Македонский,
Он же Ярослав, и он же Мудрый».
Т. Шаов «Развивая Фоменко»

Более двухсот лет как в отечественной историографии используется термин «татаро-монголы».

Совпадение летописного термина «татары» с этносом монголов было очевидным ещё в XVIII – начале XIX вв. Так, первый русский историограф Н.М. Карамзин обозначил их моголами и татарами. Вскоре этот двойной термин «татаро-монголы» стал использоваться повсеместно и не вызывал вопросов в научной среде. Приведу, например, работу В.П. Васильева от 1857 года «История и древности восточной части Средней Азии от X до XIII вв. с приложением перевода китайских известий о киданях, чжурчжэнях и монголо-татарах».

Этот термин попал и в школьные учебники, что было совершенно справедливо с точки зрения терминологии.

Логика употребления этого термина проста и понятна: монголы, двигавшиеся с востока на запад, всеми народами, на которые они нападали, именовались «татарами», но сами они себя называли монголами и были территориально-племенным объединением монгольских племен.

Поэтому и использование такого термина было и остаётся вполне уместным и научно закономерным. Так, русские называют один западный народ «немцами», а они себя именуют deutsche, их же итальянцы называют tedesco, а англичане и американцы, как и канадцы, и австралийцы – german.


Битва татар с монголами. Реконструкция М. М. Горелика.

История татар

История татар делится условно на два периода. Первый период – время господства в местах, где обитали татары, тюрских каганатов. Второй период, до конца XII века – время, когда татары стали господствующим этносом в восточных степях Евразии. Рашид-ад-Дин, говоря об их могуществе, писал в XIV веке:

«…вследствие силы и могущества татар… и по этой причине еще и по ныне в областях Хитая, Хинда и Синда, в Чине и Мачине, в стране киргизов, келаров и башкир, в Деш-т Кипчаке, в северных от него районах, у арабских племен, в Сирии, Египте и Марокко все тюркские племена называются татарами».
Татары. С китайских рисунков ХI в.

Татарское племенное объединение «тридцать татар» известно по орхонским надписям на камне с VI-VII вв. Позднее есть информация о «девяти татарах», как свидетельство распада татарского племенного объединения. В VIII веке татары оказались в подчинении уйгурского каганата. Вскоре они уже стали союзниками, так как уйгуров атаковали кыргызы, и татары вступили с ними в войну в 843 году, но проиграли и заплатили дань.

Китайские манускрипты X века из Дуньхуаня сообщают, что татары имеют «государства» не только в Восточной Монголии, но и в Восточном Туркестане. При походе на запад вождь киданей Юлай Даши вступил в сражение с татарами, которые обитали на западе.

В Иране в этот период в некоторых работах, а также в поэмах встречается образ татарина: «благоухание тысяч татарских мускусов». Махмуд аль-Кашгари (1029-1101) называет регион от Восточного Туркестана до монгольской степи – Татарской степью. Таким образом, в дочингисидовскую эпоху этноним «татары» был известен и у китайских государств, и в Средней Азии, и Иране. Спустя сто лет монголы займут Татарскую степь, и их будут именовать всё тем же этнонимом – татары. Это тюркское наименование для монгольских племен – татары – стало использоваться повсеместно после завоеваний Чингисхана и его наследников на западе и востоке.

«Мэн-да бэй-лу» сообщает, что

«границы татар на востоке соприкасались с Линьхуаном, на западе располагались в соседстве с государством Ся, на юге доходили до Цзинчжоу и достигали государства Больших людей на севере».

«Татары» стало таким же общеупотребительным названием, как и Китай, который происходит от названия «кидани», его использовали различные тюркские народы для названия «Поднебесной». Государство киданей, монгологоворящего этноса – империи династии Ляо, просуществовало на севере современного Китая всего в течение 200 лет. Мы сегодня называем Китай именем монгольского племени.

Сами монголы себя никогда татарами не называли, о чем сообщают китайские источники, которые знали их под именем и как татары, и как монголы (мэнгу). И вот почему.

Монголы против татар

Татары доминировали в степи, близ границы с южной земледельческой цивилизацией. Недаром Рашил-ад-Дин подчеркивал, что ранее монгольские племена предпочитали именовать себя звучным именем «татары».

Они вынуждены были поддерживать условноданнические отношения с южными империями, сменяющими друг друга в этот период, перемежая добрососедские отношения с набегами.

В степи на границе с земледельцами до конца XII века доминировал племенной союз татар. Но обстановка, как мы видим, все время менялась, вчерашние зависимые племена становились лидерами и наоборот.

Часто одной из причин борьбы за ресурсы, а за ними и за власть, выступала кровная вражда. Так, она стала причиной борьбы между татарами и монголами. Рядовой случай привел к межплеменной кровной схватке. Однажды занемог брат жены монгольского Кабул-хана (Хабул-хана) (1085-1147), прадеда Чингиза. Татар попросили прислать для лечения-камлания шамана, но тот не справился с болезнью, за что его, вероятно, избили, а позже убили. Татары не смогли простить такой неблагодарности и начали мстить монголам.

Тем временем после захвата чжурчжэнями империи Ляо монгольские племена, в отличие от союзных татар, совершили набеги на новую Золотую империю, в ответ чжурчжэни отправили экспедицию в степь, вероятно, сил у них было не много, так как основные войска участвовали в завоевании империи Сун. И монголы победили.

В 1147 году был заключен мир, монголам уступили 17 укреплений к северу от р. Сининхэ (Хуаншуй). Империя признала за Хабул-ханом (Аоло боцзиле) звание государя монгольского «государства».

Вскоре монголов возглавил племянник Хабул-хана (Кабул-хана) тайджиут Амбагай или Хамбакай-кагана. Он провожал свою дочь на свадьбу, которую отдавали в один из татарских родов, но по дороге татары захватили его хитростью и передали Золотой империи, где он был прибит железными гвоздями к «деревянному ослу». А его приемником стал сын, Хутула-хан или Кутулла-каган, который в отместку совершил поход против Золотой империи, но совместное войско чжурчжэней и татар разбило его, и монгольский племенной союз распался в 1160 году. Татары захватили его сына, Утин-Баркака, и отправили к чжурчжэням для казни на «деревянном осле».

Монгольские племена совершали набеги на пограничные территории Цзинь, в том числе используя этот повод.

Так, против Цзынь и татар вел борьбу Есугэй-бахадур – отец Чингизхана, за что его, возможно, и отравили татары.

Сын Хутула-хана, Кадан багадур, дал несколько сражений татарскому «царевичу» Матару, в первом – он лично ранил его, а во втором – проткнул копьем.

Чжурчжэни же периодически совершали набеги на племена Монголии с целью регулирования населения посредством меча, возможно, карали они не только монголов, доставалось и союзным татарам:

«…в Шаньдуне и Хэбэе, в чьем бы доме ни были татарские [дети], купленные и превращенные в маленьких рабов, – все они были захвачены и приведены войсками».

Мы знаем, что татарский вождь Муджин-Султун (Мегуджин-Сеульт), некогда верный союзник Золотой империи, совершил набег на пограничье земледельцев. В ответ в 1198 году чжурчжэни совершили поход в монгольскую степь, а татары просто снялись со своих стоянок и начали продвигаться на север по р. Ульчже (Ульдза). Об этом узнал глава монголов и кровник татар Чингисхан, и это был шанс:

«Татары наши давние враги. Они губили наших дедов и отцов. Поэтому и нам надо принять участие в настоящем кровопролитии»,

– сообщает «Сокровенное сказание».

Чингисхан пригласил для «охоты» на них кереитского Тоорил-хана (Ван-хана). Татары, преследуемые цзиньцами, построили укрепления, но их взяли штурмом монголы. При этом Муджин-Султун был убит. Плано Карпини дополняет:

«После того, как подчинил себе многих людей и убил их вождя, в продолжительной войне покорил себе всех татар, привел их себе в рабство и подчинил».

Он нанес им сокрушительное поражение, захватив баснословные, по меркам кочевого мира того времени, ценности: серебряную колыбель, шитое золотом с перламутром одеяло и «другие блага». Можно лишь удивляться, насколько бедным был материальный мир «самых богатых» среди монголов – татар, накануне великих походов Чингисхана против земледельческих цивилизаций.

Так Чингисхан уничтожил основные силы татар, которые на протяжении нескольких веков были гегемоном в этом степном регионе и находились в союзе с южной империей. Чингисхан получил одобрение со стороны посла Цзинь и звание чжао-тао – руководителя карательных экспедиций. Тоорил-хан стал «ваном» или Ван-ханом, что в последствии дало почву для легенды о христианском царстве попа Иоанна на Востоке.

А вот Цзинь потеряла надежного союзника, приобретя крайне сомнительных новых «чиновников», которые рассматривали императора (алтан-хана – золотого хана) как своего кровника.

Единый татарский племенной союз распался на четыре племенных объединения татар: Чаан-Татар, Алчи-Татар, Дутаут-Татар, Алухай-Татар.

Чингисхан в 1201 (1202) году начал против них поход. В ходе него было выработано одно важнейшее правило воинской дисциплины – запрет на покидание строя для грабежа:

«Голову с плеч долой тому, кто не вернётся в строй и не займёт своего первоначального места».

Краеугольное правило, которое в дальнейшем серьезно отличало монгольское войско от их противников. За нарушение вводилась смертная казнь. Трое воинов нарушили это правило в этом походе, но у них только отобрали добычу, родовые порядки часто были сильнее нововведений.

Монголы дали битву в Далан-нэмургесе, взяв укрепление татар. Татарские вожди были казнены на поле битвы, а воинов захватили в плен. На военном совете было принято решение истребить татар, всех, кто выше тележной оси. Такая экзекуция не была традиционной для монгольских степей:

«Искони был Татарский народ
Палачом наших дедов-отцов.
Отомстим же мы кровью за кровь.
Всех мечом до конца истребим:
Примеряя к тележной оси,
Всех, кто выше, мечу предадим,
Остальных же рабами навек
Мы по всем сторонам раздарим».

Но не всё было так просто, о решении совета узнали татары, которые решили дорого продать свою жизнь, вначале они бежали в укрепление, которое снова пришлось брать с боем, а потом татары спрятали ножи в рукавах и, приговоренные к смерти, дрались со своими палачами:

«Пусть каждый спрячет в рукаве нож. Умирать, так умрем, по крайней мере, на подушках (из вражеских тел)».

А когда Чингисхан полностью подчинил все монгольские племена, он приказал окончательно решить «татарский вопрос», распорядившись казнить всех татар, где бы они ни были, и разрубить даже беременных.

Но это было сделать непросто, так как многие имели жен-татарок и детей от них, а также родню из татар. Поэтому многие татары были спасены, но воспитанные в других племенах они потеряли свое племенное единство. Рашид-ибн-Дин приводит множество примеров, когда из спасшихся мальчиков выросли мужественные воины, но все они уже были монголами.

Итак, на смену татарам, долгое время господствующим в степи, крайне быстро пришли монголы, которое их уничтожили. В соседней империи Цзинь на это не очень обратили внимание. А между тем Чингисхан был лично знаком с Вэй-шао-ваном, будущим императором Золотой империи, который был главой посольства к монголам. Эта ситуация по объединению монгольских племён и одновременно разгрому татар, конечно же, пока мало волновала соседей: татары и татары…

Как же называли монгольских захватчиков другие народы?

Таким образом, все народы, которые соседствовали с монгольскими племенами, применяли и к новому племенному объединению монголов старое наименование – татары.


Миниатюра из «Сборника летописей» («Джами ат-таварих»). Иран. XIV в. Национальная библиотека. Берлин. ФРГ.

Во всех источниках, кроме собственно китайских, орду Чингисхана называли «татарами». В китайском государстве империи династии Южная Сун этот этнос назывался (да-да) татарарами. А в период еще империи Тан, которая непосредственно граничила со степью, в Х веке знали и монголов – мэн-у.

«Мэн-да бэй-лу» («Полное описание монголо-татар»), суньский памятник XIII века сообщал:

«Государство черных татар называется Великим Мэнгу».

Таким образом, китайцы также называли соседние северные племена исторически – татары. Но знали и употребляли наименование «монголы». Использовался так же и смешанный термин: мэн-да – «монголо-татары».

Тюркские и ираноговорящие этносы Средней Азии и Ближнего Востока к монголам применяли традиционное название этих племен – татары. Византийцы, этносы Закавказья вслед за тюрками тоже использовали термин – татары (тахары).

В древнерусских источниках термин «монголы» не употребляется. Русские летописцы, очевидно, узнавшие о монгольских захватчиках от более осведомленных кипчаков-половцев, с почти детским откровением писали о 1223 г.:

«В тот же год пришли народы, о которых никто точно не знает, кто они, и откуда появились, и каков их язык, и какого они племени, и какой веры. И называют их татары, а иные говорят – таурмены, а другие – печенеги, – сообщает Лаврентьевская летопись. – Некоторые говорят, что это те народы, о которых Мефодий, епископ Патарский, сообщает, что они вышли из пустыни Етриевской, находящейся между востоком и севером. Ибо Мефодий говорит так: «К скончанию времен появятся те, которых загнал Гедеон, и пленят всю землю от востока до Евфрата, и от Тигра до Понтийского моря, кроме Эфиопии». Один Бог знает, кто они и откуда пришли, о них хорошо известно премудрым людям, которые разбираются в книгах. Мы же не знаем, кто они такие, а написали здесь о них на память о русских князьях и о бедах, которые были от этих народов».


Монгольский лучник. XIV в. Рисунок из манускрипта.
Национальная библиотека. Берлин. ФРГ.

Что совершено неудивительно, этноконтакты в этот период были крайне ограниченными. В XVI веке посол Герберштейн повторяет русского летописца, хотя дополняет, что татары воевали в Средней Азии и завоевали Персию. Впрочем, об этом же пишет и русский летописец, который знал, что Чингисхан совершил поход против государства тангутов Си Ся и там умер.

В Европу термин «татары» попал от половцев и русских, и тех же тюрков, турок-сельджуков, а потом туда пришли и сами монголы во главе разношерстой орды. Собственно, этот термин очень легко был объяснён европейскими средневековыми «учеными мужами», обладающими мистическо-иррациональным представлением о социально-этнических взаимосвязях: вторжение это по грехам и прегрешениям нашим, а пришельцы – «тартары» – представители ада, потустороннего царства. Отсюда и западноевропейская Тартария и Тартар.

Куда более интересным является сообщение Джованни дель Плано Карпини, который писал еще в XIII веке, что народ, который покоряет весь земной шар, есть на самом деле монголы, «которых мы именуем татары». Есть мнение, что об этом он узнал еще в начале своего пути, от русских, которые уже близко познакомились со степными захватчиками. Далее он детально рассказал и о том, как монголы Чингиза покорили все остальные близкие племена и уничтожили татар. Сам же он их традиционно называет татарами.

А вот французский посол Гильом де Рубрук сообщает достаточно экзотическую версию:

«Они вознеслись до такой великой гордости, что… желая свое название, т. е. моал, превознести выше всякого имени; не желают они называться и татарами. Ибо татары были другим народом».

А армянский хронист Киракос Гандзакеци употребляет сочетание «мугал татары».

Интерес к тому, откуда пришли и кто такие были татары, возник еще в начале вторжений Чингисхана. Понимание того, что татары – это название монголов, было отражено в источниках XIII века (китайские источники, Карпини, Рубрукс, ну и конечно, Рашид-ад-Дин). Но традиционно все называли степных захватчиков первым и самым известным наименованием для монгольских племен – татарами.

Итак, подводя итог, следует еще раз сказать, что термин «монголо-татары» более чем оправданный и научно обоснованный. Он наиболее емко передает историческую ситуацию, связанную с этим этносом завоевателей. Он учитывает и традиционное наименование степных захватчиков в исторических письменных памятниках, и реальное название племенного объединения, собранного Чингисханом.

Послесловие

Как мы уже писали в монгольском цикле на ВО («Военное обозрение»), империя Чингисхана начала свой распад на улусы различных наследников сразу же после его смерти.

В этот период этническое наименование для «государств» было скорее вторично. Так, территория, охватывающая Китай, Монголию и некоторые соседние земли, получила наименование не Великая Монголия, а Великая Юань. Были и территории, которые несли в себе этноним, например, Моголистан в Восточном Туркестане, да и Государство Великих монголов или моголов в Индии. Но чаще всего они носили наименование правящей династии или орды. Где-то чингизиды остались правящем домом, как, например, в степях Восточной Европы, Крыма и Монголии, где-то – нет, например, тимуриды стали новой монгольской династией.

В Восточной Европе «татарские» этносы складывались, начиная с конца XIII века, разными путями, но на основе тюркских народов: в степях – на основе кипчаков, на Волге – булгар. К этносу монголов они относились мало.

Но очень быстро для русских более важным становиться не этническая, а религиозная принадлежностью татарских орд.

Русские, которые продвигались на восток и юг, все встречаемые тюркские народы называли татарами. Но это уже другая история.

Источники:

Джованни дель плано Карпини. История Монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны. Книга Марко Поло. М., 1997.
История золотой империи / Пер. Г. М. Розова, коммент. А. Г. Малявкина. Новосибирск, 1998.
Линь Кюн-и, Мункуев Н. Ц. «Краткие сведения о черных татарах» Пэн Дая и Сюй Тина // Проблемы востоковедения, № 5, 1960.
Магистр Рогерий. Горестная песнь о разорении Венгерского королевства татарами: пер. с лат. Досаев А. С. СПб, 2012.
Мэн-да бэй-лу («Полное описание монголо-татар») / Пер. и коммент. Н. Ц. Мункуева. М., 1975.
ПСРЛ. Т. 2. СПб, 1908.
Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Том I–II. М., 1951–1960.
Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. под названием Mongol-un niruca tobciyan. М., 1941.
Шихаб ад-Дин Мухаммад ибн Ахмад ан-Насави. М., 1996.
«Хэй да ши люэ»: источник по истории монголов XIII в. / отв. ред. А. Ш. Кадырбаев. М., 2016.

Автор: Ващенко Э.
Источник

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел