В наступившем третьем тысячелетии, в эпоху постмодернизма и технократии, резко возросла неопределённость человеческой жизни, иррационализм, отрицание норм и традиций. Как это ни странно, но главной ценностью этого времени становится отсутствие каких-либо ценностей. Однако человек при этом чувствует себя потерянным, он постоянно ищет опору во времени, пытается ощутить себя частью истории. Задумываясь о будущем, он всё чаще обращается к своему прошлому. В связи с этим всё более возрастает актуальность исследования традиционных форм повседневной народной культуры.
Сегодня воспитание подрастающего поколения основывается, в основном, на программах образовательных учреждений, а не на нравственных устоях семьи и традиций народа. Опыт и знания, приобретаемые сотнями и тысячами людей в труде и общественной жизни, закреплялись в словесных правилах, которые передавались устно от человека к человеку посредством сказок, в которых заключалась нехитрая житейская мудрость. Поэтому сказка выступала инструментом социализации. Слушая сказку, ребёнок постигал окружающий мир, взаимоотношения людей, учился преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра и справедливости.
На фактах и примерах, языком художественных образов сказка учит жизни, определенно, без всяких оговорок, показывает и хорошее, и плохое. Это свойство делает народную сказку ценным орудием воспитания, которые требуют предельной конкретности и ясности.
Поучение есть и в других жанрах детской литературы, но преподнести мораль так, чтобы она влияла на ребёнка, а не звучала навязчиво, нарочито, удаётся только в сказках. Моральные качества, которые нужно стремиться воспитать в детях: правдивость, смелость, честность, умение преодолевать трудности – присущи героям сказок. В русской народной сказке, также как и в сказках других народов России, в основе её морали, заложено здоровое начало и с этой позиции поведение её героев приобретает правильную целеустремленность. Истина, заключающаяся во многих народных сказках, волнует и трогает слушателя, потому что сказка преподносит, обличённую в художественную форму, жизненную правду. В этом её большая убедительность.
Сказка влияет на развитие эмоциональных качеств ребёнка, а те, в свою очередь, на формирование правильных нравственных качеств ребёнка. Данные современной психологии говорят о том, что впечатления детства долго сохраняются и, часто на всю жизнь, определяют поведение и настроенность человека.
В реалиях современного времени народная сказка – основной источник передачи жизненного опыта от взрослого к ребёнку, категорий доброты и взаимопомощи, остаётся невостребованной. Культурно-преемственная связь между поколениями утрачивается и вследствие этого дети, предоставленные самим себе, растут на зарубежных видеопрограммах. Культурно-историческая память постепенно уходит в забвение, поэтому внимание общества должно быть сосредоточено на приобщении подрастающего поколения к русскому фольклору на основе традиций и новаций.
В последнее время зарождается новое направление в психологической практике – сказкотерапия, позволяющее работать с детьми и взрослыми через сказку. Сказка обращает людей к истокам, через которые они переосмысливают свои поступки и находят верное решение.
Сказка – это не только решение неизведанных проблем для детей и огромный потенциал для их нравственного роста, но также и бытовая энциклопедия для взрослых, где они могут найти ответы на очень сложные вопросы, которые порой ставит нам жизнь. Ведь не зря классик сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк ….».
К сожалению, в современной педагогической системе на реализацию принципа народности отводится мало времени и профессиональных усилий. Этому способствуют и неэффективные попытки педагогов решить выделенную проблему. Это не означает отсутствие желания у педагогов. Решение проблемы сдерживается отсутствием единой концепции её решения в педагогической теории и неразработанностью методики реализации принципа народности.
Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоничном единстве.
Посредством народного эпоса в подрастающем поколении можно воспитать:
Именно поэтому для гармоничного развития и роста личности подрастающего поколения, расширения творческого потенциала возникает актуальность возрождения данного направления воспитательной работы, как эффективного средства передачи положительного опыта прошлого поколения посредством сказок. Именно поэтому взрослые, которым не безразлично будущее своего ребёнка, должны рассказывать или читать ему сказки, пока он маленький, а позже именно на сказках прививать ему любовь и тягу к чтению книг!
Игорь Мороков
Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области
о проекте «Подари ребёнку сказку»
Потешки – это небольшие стихотворения, песенки, которыми сопровождают любые занятия с ребёнком или действия самого ребёнка - потягивание со сна, умывание, кормление, одевание и т.д.
Мастерим вместе с детьми
Детям очень нравится «работать» с разными материалами, это вносит изюминку в творческий процесс, развивает воображение и креативность. Сначала придумывает мама для малыша, а потом придумывать и подбрасывать идеи начинает и сам ребёнок.
Эмоциональное общение — одна из ведущих линий развития маленького ребёнка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.
Мастерим вместе с детьми
Не за горами осень, а значит, уже совсем скоро деревья и кустарники оденутся в золотое и багряное великолепие. Прогуливаясь по лесу или парку со своим ребёнком, вместе можно собрать букет из разноцветных листьев и сделать поделки или подарки учителю (воспитателю) на «День знаний».
Детские игры – это не только веселое развлечение для ребёнка, но и возможность тренировать память, развивать творческие и физические способности.
Мастерим вместе с детьми
Каждый день мы выбрасываем большое количество разных ненужных вещей, в том числе коробки. Большие и маленькие, разноцветные и однотонные, из-под конфет, обуви, бытовой техники. Этот список можно продолжать до бесконечности. И мало кто из родителей задумывался, какие красивые и оригинальные поделки получаются из этого бросового материала. Нужно просто проявить творческие способности и фантазию.
Чтение открывает перед детьми огромную кладовую знаний, массу интереснейших и полезных случаев и событий, рассказов и сказок. Но для этого Ваш малыш должен научиться и полюбить читать!
Продолжая тему о роли сказок в процессе воспитания детей, нужно отметить, что восприятие ребёнком сказки не ограничивается только художественной литературой. Специалисты отмечают, что более эмоционально дети воспринимают сказочные образы, созданные в произведениях изобразительного искусства, в частности, живописи.
Мастерим вместе с детьми
Если хорошенько поискать, то в Вашем доме обязательно отыщутся самые разнообразные пуговицы. Многие из них вам уже не нужны, только не спешите их выбрасывать! Включите воображение — из пуговиц можно смастерить интересные поделки. Пуговицы могут не только выполнять утилитарную функцию застежки, но и являются удивительно многогранным материалом для творчества. Пуговки имеют разную фактуру, цветовую гамму, размеры и форму. Поделки из пуговиц станут отличным подарком, который малыш смастерит вместе с Вами, и помогут в развитии мелкой моторики ребёнка.
Созданная в далеких веках, передаваясь из поколения в поколение, колыбельная песня дошла и до нашего времени. Древние люди говорили, что воспитание человека начинается именно с колыбельных песен и придавали этим песням мистическое значение, в них сохранились таинственные языческие образы – Дремы, Буки, Сна, Угомона... В прежние времена колыбельные выполняли роль заклинания, в песне мать просила дать ее малышу силы для сна и роста, чтобы он был богатым и здоровым в будущем. У каждого младенца была своя колыбельная – ее сразу после рождения сочиняла мать, затем эта песня всю жизнь оставалась его оберегом.
Уполномоченный
по правам ребенка
в Свердловской области
Мóроков
Игорь
Рудольфович
В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей